Как Татарстан может помочь республиканским нефтехимикам?

Нефть и нефтепродукты 20 сентября 2016
Автор статьи: IndexBox

Фото: © cobalt88 / Bigstockphoto

Работающим в республике нефтехимическим компаниям нужны не прямые субсидии, а улучшение инвестклимата.

На сегодняшний день ключевым для российской нефтехимии регионом является Татарстан. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что за 2001-2012 гг. доля предприятий республики в общероссийском приросте мощностей по выпуску пластиков и каучуков составила около 80% (оценка правительства Татарстана). В самом Татарстане ключевым игроком отрасли является группа ТАИФ, на которую приходится 96% химии, нефтехимии и нефтегазопереработки республики (оценка «Ведомостей»). Кризисный 2015 год ТАИФ закончил с высокими финансовым показателями: выручка увеличилась на 11,7%, до 524 млрд руб., а прибыль - в 2,4 раза, до 110 млрд руб. Однако, как полагают эксперты Индексбокс, группа все же нуждается в поддержке, правда, не в форме субсидий, а в виде улучшения инвестиционного климата.

Надо сказать, что Татарстану удалось добиться в этом направлении неплохих результатов. Подтверждение тому - лидерство республики в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов РФ, который с 2014 года публикуется на основе опросов с предпринимателями, проводимых Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой (ТПП), а также «Деловой Россией» и «Опорой России». Хороший бизнес-климат стал одним из залогов того, что республика занимает пятое место в России по объему валового регионального продукта, третье - по объему сельхозпроизводства, пятое - по объему промышленного производства и инвестиций в основной капитал, шестое - по строительству и восьмое - по вводу жилья и обороту розничной торговли (данные PwC за 2014 год).

Однако и здесь Татарстану есть над чем работать. На это косвенно указывают результаты исследования легкости ведения бизнеса в 30 городах России, которое в 2012 году было проведено Всемирным банком (МБРР). По его итогам Казань заняла 5 место, пропустив вперед Ульяновск, Саранск, Владикавказ и Ростов-на-Дону. Эксперты МБРР высокого оценили простоту регистрации предприятий и собственности в столице республики (по этим показателям Казань заняла высокое 4 место), однако, по их мнению, в облегчении нуждаются правила получения разрешений на строительство (14 место) и подключения системе электроснабжения (17 место). При анализе этих показателей необходимо учитывать, что в том же 2012 году в рейтинге Doing Business Россия заняла лишь 120 место из 183, при этом страна оказалась аутсайдерам как раз по таким критериям, как получение разрешений на строительство (178 место) и подключение к системе электроснабжения (183 место). Поэтому даже если бы Казань заняла первую строчку среди 30 российских городов, ей бы все равно было куда расти.

Еще одна проблема Татарстана заключается в том, что благоприятные условия доступны преимущественно для тех компаний, которые работают на территории особых экономических зон («Алабуга», «Иннополис») и индустриальных парков («Челны», «Тюлячи», «Чистополь»). Их участникам предоставляются налоговые преференции. Так, резиденты «Алабуги» делают отчисления на социальное страхование по более низким, нежели в остальной России, ставкам (14% против 34%), при этом они освобождены от налога на прибыль в течение 5 лет после ее первого получения, а также от земельного и транспортного налогов и налога на имущества в течение 10 лет после появления налоговой базы.

С одной стороны, это стимулирует создание новых рабочих мест. Недавние тому примеры - завод по производству легковых двигателей марки Ford Sollers, открытый в «Алабуге» в сентябре 2015 года, а также предприятие по производству композитных труб, которое сейчас возводится на территории ОЭЗ усилиями AMIANTIT International Holding из Саудовской Аравии. Вместе с тем, использование кластерного принципа снижает стимулы для улучшения инвестклимата на всей территории республики и не приводит к существенному расширению ее налоговой базы. С этим отчасти связана несбалансированность республиканского бюджета: если в 2013 году его дефицит составлял 307,5 млн руб., то в 2015-м - уже 10,8 млрд руб.

Поэтому, как полагают эксперты Индексбокс, в будущем республике будет необходимо выстроить такую модель экономического роста, в которой бы частичный отказ от использования налоговых льгот компенсировался отсутствием административных барьеров для бизнеса и высокой доступностью инфраструктуры. От этого выиграют компании, работающие за пределами особых экономических зон, в том числе «Нижнекамскнефтехим».


Рекомендации

Рынок природного и попутного нефтяного газа. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок природного и попутного нефтяного газа. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Рынок нефти. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок нефти. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Рынок тормозной жидкости. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок тормозной жидкости. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Рынок антидетонаторов. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок антидетонаторов. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Рынок смазочных материалов. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок смазочных материалов. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Рынок нефтяного кокса. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок нефтяного кокса. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Рынок нефтяных масел. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок нефтяных масел. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Рынок керосина авиационного. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок керосина авиационного. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Европейский союз: Рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке готовых присадок к нефтепродуктам - Итоги 2023

74 900 руб.