Рынок эпоксидных смол растет ускоренными темпами

Резиновые изделия 9 января 2014
Автор статьи: IndexBox

Рынок эпоксидных смол растет ускоренными темпами

Согласно исследованию компании Индексбокс, видимое предложение эпоксидных смол в России по итогам 2013 г. должно составить порядка 41,5 тыс. т., или 148% к уровню 2012 г. Удивительно, что такой динамичный рост происходит на фоне стагнации промышленного производства. Какие факторы влияют на этот рынок эпоксидных смол в России и чего ждать от него в дальнейшем?

В последние годы спрос на эпоксидные смолы в России неуклонно растет. Причиной служат как посткризисное оживление традиционных отраслей потребления: строительства и лакокрасочной промышленности (последней дало толчок создание автомобилестроительных кластеров в Калужской области и Санкт-Петербурге), так и появление новых технологий. В частности, при производстве композитных материалов эпоксидные смолы достаточно часто используются в качестве основы (так называемой «матрицы») на которую ложатся наполнители, в т. ч. микроскопические (нано материалы). Наиболее простой и понятный пример композитов - всем знакомые фанера и ДСП.

Несмотря на огромный спрос, импорт эпоксидных смол в первичных формах (с учетом эпоксидного клея и грунтовки) составляет почти 90% их совокупного предложения. До недавнего времени в России существовало только одно крупное предприятие, занимающееся их производством - ФКП «Завод им. Я. М. Свердлова» в г. Дзержинск, Нижегородская область, однако объем выпуска эпоксидных смол на нем сохраняется на уровне нескольких тысяч тонн в год. Кроме того, они не являются для завода профильной продукцией. В последние годы появился ряд небольших новых производств - ЗАО «Эпитал» (Москва), ЗАО «Завод органических продуктов» (Дзержинский), ЗАО «Химэкс Лимитед» (Санкт-Петербург). Объем выпуска эпоксидных смол ЗАО «Химэкс Лимитед» в прошедшем году приблизился с ФКП «Завод им. Я. М. Свердлова». По данным исследования Индексбокс собственные производства создали некоторые лакокрасочные предприятия. Все они работают на привозном сырье.

Причина сложившейся ситуации в утрате Россией собственного производства эпихлоргидрина - важнейшего первичного мономера эпоксидных смол. Последнее предприятие по его производству в нашей стране закрылось в 2007 г., одновременно с ликвидацией ОАО «Усольехимпласт». В результате, к примеру, бисфенол А - второй необходимый мономер, который производят ОАО «Казаньогсинтез» и ОАО АНК «Башнефть», в значительном количестве поставляется на экспорт. Обратно в Россию из-за рубежа поставляются уже готовые эпоксидные смолы и продукты на их основе, например упакованный в тюбики и уже готовый к использованию эпоксидный клей с отвердителем. В дальнейшем ситуация вряд ли изменится, поскольку производителей эпихлоргидрина в мире не так много и они встроены в производственные цепочки предприятий, выпускающих продукцию с более высокой добавленной стоимостью.

Принципиально ситуацию может изменить только создание достаточно крупного российского производства первичных мономеров с последующим выпуском эпоксидных смол. Такой проект озвучила ОАО «Объединенная нефтехимическая компания», у которой сформированы партнерские отношения с «Башнефтью». Мощность предприятия должна составить порядка 30 тыс. т, то есть покрыть практически весь внутрироссийский спрос. Однако ни примерная стоимость проекта, ни сроки его реализации пока не известны.

До тех пор, пока в России не будет восстановлено производство первичных мономеров эпоксидных смол, говорить о полноценном развитии промышленности композитных материалов не представляется возможным.

Рекомендации

Европейский союз: Рынок синтетических волокнистых жгутов и штапельного волокна. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок шин для легковых автомобилей. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок шин для мотоциклов или велосипедов. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок шин для автобусов или грузовых автомобилей. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок шин для транспорта в отраслях сельского хозяйства, лесного хозяйства, строительства и промышленности. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок невулканизированной резины. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок труб, трубок и шлангов из вулканизированного каучука. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок конвеерных и транспортерных лент и приводных ремней. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке синтетических волокнистых жгутов и штапельного волокна - Итоги 2023

74 900 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке шин для легковых автомобилей - Итоги 2023

74 900 руб.