К основным тенденциям на рынке можно отнести:
- Постепенное насыщение рынка, что приведет к снижению его темпов роста, либо стагнации;
- Стагнация
российского производства. Основные фонды крупнейших предприятий в
значительной степени изношены. Российское производство пряжи постоянно
снижается, в связи со становлением в республиках Средней Азии
собственного текстильного производства. Основная угроза отрасли
по-прежнему исходит от дешевого конкурентоспособного импорта из Китая,
Турции;
- Вытеснение российских производителей импортом - в основном продукцией китайского производства;
- Снижение
пошлин на ввоз чулочно-носочных изделий (с 15% до 10-12% к 2015 г. в
зависимости от вида изделия) повлечет за собой рост импорта;
- Производители
ожидают увеличение спроса в сегменте детских чулочно-носочных изделий в
ближайшие годы. В остальных сегментах конкурентная ниша большинства
отечественных производителей - продукция среднего качества по средним
ценам и работа с государственным заказом (МВД, МЧС, Минобороны, УФСИН);
- Экспорт продукции отечественного производства крайне незначителен. Такая тенденция сохранится в ближайшие годы;
- Рост рынка ограничен численностью населения;
- Будущее российской отрасли чулочно-носочных зависит от государственных и частных инвестиций.
В
первом полугодии 2014 года было произведено 141,2 млн. пар
чулочно-носочных изделий, что на 15,2% ниже аналогичного показателя 2013
г. Объем производства по итогам 2013 г. упал на 22,2% относительно 2012
г., когда российское производство выросло составило 106,5% к уровню
2011 г.
Такая неоднозначная динамика производства характеризуется следующими тенденциями:
- Низкая инвестиционная активность со стороны государства и частных компаний;
- Отсутствие поддерживающих отрасль инициатив со стороны государства;
- Слабая конкурентоспособность российских чулочно-носочных изделий;
- Экспансия китайской дешевой продукции на российский рынок;
- Изношенность основных фондов крупнейших российских предприятий отрасли.
Внутригодовая
сезонность производства чулочно-носочных изделий характеризуется ростом
в весенние месяцы и в конце лета - начале осени, что связано с
подготовкой к летнему и зимнему сезону, соответственно. Импорт
чулочно-носочных изделий и их оптовые продажи демонстрируют схожую
динамику.
Как отмечали участники рынка, помимо вышеперечисленных
причин текущий спад производства отечественных предприятий также связан с
ликвидацией уличной торговли в г. Москве и постепенной переориентацией
населения на приобретение товаров повседневного спроса в магазинах
розничных торговых сетей. Они же, в большинстве случаев предпочитают
работать с импортными поставщиками из-за более низкой себестоимости,
готовности идти на ценовые уступки и «покупать полки» в сетевых
магазинах.
Основную
долю в производстве занимают женские чулочно-носочные изделий - 39,2% в
натуральном выражении в 2013 г., в том числе, по причине их меньшего
срока службы. На мужские изделия приходится 30,5%, доля детских по
итогам 2013 г. - 28,4%. В 2013 г. производители ожидали роста выпуска
детских чулочно-носочных изделий, однако эти ожидания не оправдались. В
свою очередь доля мужских чулочно-носочных изделий, в январе-августе
2014 г. снизилась г. на 3,1 п. п.
Основными
федеральными округами, в которых производят чулочно-носочные изделия в
2013 г., были ЦФО - 57,9% производства в натуральном выражении, ПФО -
21,5% и СЗФО - 15,5%.
В январе-августе 2014 г. данные округа
сохранили свои лидирующие позиции. Доля ЦФО снизилась на 5,5 п.п., ПФО -
снизилась на 2,0 п.п., СЗФО - выросла на 6,2 п.п., относительно
показателей за 2013 г.