На автомобили введен утилизационный сбор

Автомобилестроение и комплектующие 2 сентября 2012
Автор статьи: IndexBox

С 1 сентября 2012 года в России введен утилизационный сбор за каждое транспортное средство, как ввозимое в Россию, так и произведенное на ее территории. Правительство утвердило правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении всех колесных транспортных средств, а также возврата излишне или ошибочно уплаченных сумм этого сбора. Эксперты ожидают рост цен на импортные автомобили.

Сбор касается новых и подержанных автомобилей всех категорий: легковых, коммерческих, грузовых. Его обязаны будут платить компании-импортеры и граждане, ввозящие иномарки. Производители отечественных автомобилей взамен уплаты сбора должны в уведомительном порядке представить в Минпромторг гарантии о безопасной утилизации автомобилей или заплатить сбор в Федеральную таможенную службу, которая уже подготовилась к новой для себя функции.

Исключение составят личные автомобили беженцев и переселенцев при их возвращении на родину, машины дипломатов и членов их семей, раритетные авто, то есть те, с момента выпуска которых прошло более 30 лет, а также автомашины, которые ввозятся из государств - членов Таможенного союза, и транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру в свободной зоне на территории Калининградской особой экономической зоны (ОЭЗ) до 1 апреля 2016 года.

По данным маркетингового исследования рынка легковых автомобилей, проведенного компанией Индексбокс, в России объем производства легковых автомобилей к 2011 году достиг уровня 1 745,4 тыс. автомобилей. В предшествующие годы наблюдалась восходящая тенденция в динамике объема производства, достигшая пика в 2008 году на уровне 1 470,3 тыс. шт. В 2009 году в связи с падением спроса было произведено всего 600 тыс. автомобилей, что на 58% ниже уровня 2008 года. В 2010-2011 гг. наблюдался быстрый восстановительный рост, связанный как с снижением кризисных тенденций, так и с программой утилизации старых автомобилей, которая простимулировала спрос населения на автомобили отечественной сборки. По итогам первых 7 месяцев 2012 года было произведено 1 103 тыс. легковых автомобилей, что на 16% выше, чем за аналогичный период 2012 года. Стоит отметить, что доля импорта составляет около 30% совокупного объема рынка легковых автомобилей (более подробно см. Маркетинговое исследование. Рынок легковых автомобилей).

                                                                                 

В динамике производства грузовых автомобилей, по данным маркетингового исследования рынка легковых автомобилей, проведенного компанией Индексбокс, повышательный тренд наблюдался по 2007 год, достигнув уровня 298 тыс. грузовых автомобилей, в 2008 году произошло снижение на 11%, а в 2009 году объем производства упал до 94,2 тыс. шт. (снижение по отношению к 2008 г. на 64%). В 2010-2011 гг. объем производства увеличивался достаточно высокими темпами (прирост в 2010 г. на 65%, в 2011 г. – на 33%), однако докризисный уровень не был достигнут. За январь-июль 2012 года объем производства составил 114,4 тыс. шт., что на 3% выше уровня января-июля 2011 года. Доля импорта на рынка грузовых автомобилей составляет около 35% (более подробно см. Маркетинговое исследование. Рынок грузовых автомобилей).

                                                                                

По предварительным подсчетам Минпромторга и Минэкономразвития России, базовая ставка за новую легковую машину может составить 20-45 тысяч рублей, за грузовую - в зависимости от категории - от 150 до 400 тысяч рублей.

Коэффициент утилизационной трудоемкости легковых автомобилей (не более 10 пассажирских мест, масса не более трех тонн, объем двигателя не более 1,3 литра) составит 0,5, то есть величина сбора составит 10 тысяч рублей. Для автомобилей с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 литра - 1, а свыше 3,5 литра – 3,5 - 3,6. В отношении подержанных автомобилей будут применять повышенные - примерно в четыре раза - коэффициенты.

Как говорилось в пояснительной записке к документу, объемы требующих переработки автомобилей уже в 2013 году могут составить более 1,5 миллиона в год, а к 2015 году эта цифра может составить от 2 до 2,5 миллиона автомобилей в год. По мнению аналитиков, в данных расчетах прослеживается очевидная логика, связанная с ограничением ввоза в РФ автомобилей с пробегом. Также стоит отметить, что несмотря на снижение пошлин в связи с вступлением России в ВТО, утилизационный сбор с лихвой компенсирует это, и снижение цен на новые автомобили ожидать не приходится, а вероятно в ближайшее время наоборот – повышение цен на автомобили, в особенности на импортные.

 


Рекомендации

Рынок санок. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок санок. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Европейский союз: Рынок легковых автомобилей. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок грузовых автомобилей. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок грузовиков с кранами. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок запчастей и принадлежностей для моторных транспортных средств. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок прицепов и полуприцепов. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке легковых автомобилей - Итоги 2023

74 900 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке грузовых автомобилей - Итоги 2023

74 900 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке грузовиков с кранами - Итоги 2023

74 900 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке запчастей для моторных транспортных средств - Итоги 2023

74 900 руб.