Табачный рынок России под угрозой

Сигареты и табак 23 октября 2012

1 ноября на рассмотрение в Госдуму РФ поступит законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», разработанный Минздравом РФ. Накануне премьер Дмитрий Медведев опубликовал в личном блоге свое видео обращение, в котором рассказал россиянам о позиции и отношении государства к курению.

Несмотря на то, что премьер уверил о всеобщей поддержке законопроекта, многие из тех 44 млн. сограждан, кто подвержен зависимости от табака, не совсем довольны предстоящими мерами по борьбе с курением. Несомненно, поэтапный ввод законопроекта, который планируется завершить к 2015 году, расколет самую курящую страну в мире на две половины – сторону, поддерживающую политику государства в области здравоохранения, а также сторону заядлых курильщиков, интересы которых будут традиционно поддерживаться табачными компаниями.

Исторически сложившееся противостояние примет новый оборот, итогом которого станет судьба второго по размеру рынка табака в мире. В свете этих событий, аналитики компании IndexBox подготовили небольшой отчет о состоянии рынка табака в России и спешат рассказать о тенденциях, которые были свойственны ему в последние годы.

Итак, согласно словам премьер-министра, в России с 90-х годов действуют четыре табачных компании-гиганта – это действительно так. На сегодняшний день компании JapanTobacco, FilipMorris, BritishAmericanTobacco и ImperialTobacco совместно занимают более 90% рынка табака в России.

                    

                                                                  

Перечисленные компании владеют крупнейшими табачными фабриками России, объем их производства в 2010 году составил более 402 млрд. сигарет. Лидером по производству сигарет в 2010 году являлась фабрика ООО «Петро», принадлежащая “JapanTobacco” и занимавшая долю в 21,4% (86,1 млрд. сигарет). Второе место по объемам выпуска – ЗАО «Филип Моррис Ижора», доля рынка оценивается в 17,9%; третье место – ЗАО «Лигетт-Дукат» с долей в 15% (более подробно см. Маркетинговое исследование. Рынок сигарет)

 

                                                       

 

 

                                                              

 

Что касается динамики производства сигарет в России, то стоит отметить существенный факт – это не только отсутствие влияния кризиса 2008-2009 гг., но и небольшой рост производства в эти годы (~ 4%). Если же рассматривать динамику с 2005 по 2011 год в целом, то сложно сказать что-либо определенное, рынок ведет себя  довольно стабильно, и его колебания не превышают 3% в год.

                                                     

 

                                                              

Предложенные Минздравом способы борьбы с табакокурением (запрет рекламы, уменьшение точек продаж табака, запрет на курение в общественных местах, а также повышение акцизов) уже вызвали бурное недовольство со стороны движения «За права курильщиков». Но все же, это далеко не те кардинальные методы борьбы с табакокурением, которыми пользовались в допетровской эпохе, поэтому можно однозначно сказать, что Россия все-таки встала на путь демократического развития. Специалисты IndexBox внимательно следят за развитием ситуации на рынке и всегда готовы предоставить актуальную информацию.