Европейские low-cost компании стремятся занять российский рынок авиаперевозок

Авиация 23 октября 2012
Автор статьи: IndexBox

Крупнейший в Европе low-cost авиаперевозчик Ryanair возможно в скором времени сможет осуществлять прямые рейсы из России в Ирландию. На этой неделе Минтранс РФ получил уведомление от МИД Ирландии о том, что данная авиакомпания желает активизировать новое для России направление и составить конкуренцию S7 на маршруте «Москва-Дублин».

Напомним, что совсем недавно в Минтрансе заговорили о возможности привлечения иностранных дискаунтеров на российский рынок авиаперевозок, и уже сейчас, наряду с Ryanair, британская авиакомпания Easyjet просит предоставить возможность осуществлять рейсы Лондон-Москва. На сегодняшний день в Росавиации всерьез рассматривается вопрос допуска иностранных авиаперевозчиков и на внутренний рынок.

По мнению аналитиков компании Индексбокс, основными причинами допуска иностранных лоукостеров на российский рынок авиаперевозок стал значительный рост пассажиропотока за последние три года, малочисленность авиапарка российских перевозчиков и его медленное обновление.

Так, объём пассажирских авиаперевозок в России в период с 2005 по 2008 увеличивался в среднем на 8-18% в год, кризисный 2009 год был отмечен падением на 8%. Однако в последующем 2010 году последовал резкий рост на 126%, итоги 2011 года показали, что число перевезённых пассажиров составило 64 млн. чел, что на 8% выше уровня 2010 года (более подробно см. Маркетинговое исследование. Рынок пассажирских перевозок).

                                          

Что касается авиапарка отечественных компаний-перевозчиков, то по данным на январь 2011 года он составляет 1 390 ед.,  из них 34% самолетов были импортированы в Россию, начиная с 2007 года. Большая часть ввезенных самолетов составляют авиалайнеры вместимостью более 50 человек, на их долю в 2011 году пришлось 57% от общего объёма импортных поставок. Основные поставщики самолетов в Россию – это всемирно известные Boeing, Airbus, ATR и Bombardier, структура импорта в 2010-2011 гг. представлена на рисунке 2 (более подробно см. Маркетинговое исследование. Рынок гражданских самолетов).

                                                                                 

                                                                                     

К сожалению, отечественная авиаиндустрия, несмотря на все старания властей и производителей ещё далека от восстановления. Начиная с 2009 года, в России было произведено всего 68 гражданских самолетов, при этом четыре из них были поставлены на экспорт (региональный пассажирский самолет SukhoiSuperJet-100).

                                                                                   

Складывается такая ситуация, что рынок авиаперевозок России в последние годы растет настолько быстро, что российские авиакомпании просто не успевают обслуживать его. Наряду с проблемами в пополнении авиапарков, скудной наземной инфраструктурой аэропортов и отсутствием достойного предложения по местным ближнемагистральным  самолетам сказываются и географические особенности страны. В свете стечения подобных обстоятельств, привлечение зарубежных дискаунтеров – это логичный выход из данной ситуации. Однако вопрос состоит в том, насколько быстро будет восстанавливаться отечественная авиаиндустрия и смогут ли российские авиакомпании добиться своего преимущества в «домашних» условиях в будущем?