Российские производители постельного белья задумываются о выводе собственного производства в Китай

Текстиль, ткани и пряжа 4 февраля 2013

Один из наиболее динамичных сегментов текстильной промышленности, рынок постельного белья России, до сих пор не оправился от мирового кризиса 2008-2009 гг. Усиление конкурентной борьбы, а также рост цен на сырье заставляет ряд отечественных производителей задуматься о выводе производства за рубеж, в качестве наиболее подходящего варианта рассматривается Китай.

На сегодняшний день специалисты компании IndexBox оценивают ситуацию на рынке постельного белья как неоднозначную: с одной стороны, падение потребительского спроса в 2008-2009 гг. (рост неплатежей по цепочке розница-опт-производитель), рост долговой нагрузки, рост цен на энергоносители были негативными факторами для отечественного производителя; с другой стороны, девальвация рубля дала отечественным производителям возможность для импортозамещения (более подробно см. Маркетинговое исследование. Рынок постельного белья).

Если обратиться к данным Росстата (рисунок 1), то можно отчетливо выделить стабильный рост производства постельного белья в 2005-2007 гг. (ежегодно прирост составлял в среднем 20,6%), в 2008 году из-за перенасыщения рынка объём производства снизился на 12%. В 2009 году падение производства продолжилось: по итогам года было произведено 50 189 тыс. шт., многие комбинаты полностью остановили работу из-за возросших цепочек неплатежей. В 2010 году объём отечественного производства вырос до 60 628,6 тыс. шт., однако по итогам 2011 года, под влиянием роста цен на сырьё, объём производства снизился на 28% и составил 43 703,0 тыс. шт.

Необходимо отметить, что официальная статистика Росстата и ФТС, используемая при расчёте объёма рынка, не учитывает «неофициальное» производство (в том числе подпольное) и «серый» импорт. По экспертным оценкам, доля неучтённых объёмов значительна и составляет от 40 до 70% от объёма рынка. Таким образом, объём рынка с учётом «неофициального» производства и «серого» импорта в 2011 году составил более 100 млн. комплектов. При этом крупнейшими отечественными производителями белья по результатам 2011 года являются: ОАО «ОАО ХБК «Шуйские Ситцы»» с долей рынка в 11%, текстильное объединение «Монолит» с долей 7,9%, а также ООО «ТДЛ Текстиль» с долей 6,9%.

Что касается официальных данных о доле импорта, то в 2011 году она составила порядка 18,1%, что более чем на 6% выше показателей 2010 года. Рост импорта может быть связан как с падением объема производства белья в России, так и с ухудшением качества изделий отечественных производителей (в период до кризиса основным сырьем для производства постельного белья был лен и хлопок российского производства, после кризиса стали использовать более дешевое сырье иностранных производителей, а также заменять хлопок и лен полиэфирными материалами).

 

Таким образом, на сегодняшний день многие российские производители постельного белья начинают задумываться о целесообразности содержания полного цикла производства на территории РФ. Прежняя модель взаимоотношений между поставщиками сырья, производителями белья, а также дистрибьюторами в период кризиса показала свою несостоятельность, восстановление рынка, по оценкам экспертов произойдет не ранее, чем к 2017 году.