Ждут ли новую рецессию строители?

Отделочные материалы 4 мая 2013

На фоне ухудшения макроэкономических показателей российской экономики продолжается спор ведущих экономистов, будет ли рецессия в текущем году. Мы провели опрос представителей бизнеса в области производства строительных материалов, чтобы понять их ожидания и  оценить уровень предпринимательской уверенности  в отрасли. 

В апреле стало понятно, что экономически рост в России стремительно затухает, инфляция растет, отдельные отрасли производства показывают спад, а инвестиции резко замедляются. Индекс промышленного производства за первый квартал 2013 года составил 100,0%, а это значит - роста не было. И это очевидный тренд текущего года. МЭР вынужденно снижает прогнозы по росту ВВП до 2,4% с 3,6%, промышленному производству до 2% с 3,6% и инвестициям в основной капитал до 4,6% с 6,5%. Алексей Белоусов, глава МЭР, прямо заявил о возможности скатывания российской экономики в рецессию к осени этого года, если не будут предприняты меры по ее стимулированию. Безусловно такое заявление не могло остаться незамеченным, - ведь мы привыкли, что даже при самых неблагополучных раскладах, риторика властей должна внушать оптимизм – про островок стабильности, достаточности золотовалютного резерва и готовности держать удар.

Экс-министр финансов Алексей Кудрин, из уст которого мы в последнее время готовы услышать скорее негативные сценария развития экономики, напротив, несколько успокоил общественность, заявив, что не ожидает рецессии в этом году. При этом он отметил, что экстренные стимулирующие меры ситуацию в ближайшее время все-равно не исправят. "Влияние такого рода мер на экономику имеет свой временной лаг, в этом году уже практически ничего нельзя сделать", - заявил Алексей Кудрин.

Большинство экономистов едины во мнении, что причина спада российской экономики в период высоких цен на нефть – системные, структурные проблемы внутри страны. Сейчас нет возможности, как 5 лет назад, искать внешнего врага и винить запад в попытках подрыва национальной экономики. Осознание того, что у нас может быть плохо даже при цене на нефть в 100 долларов, не просто заставляет задуматься, а реально пугает.

Страх, как известно, не лучший советчик. Опять слышны предложения раскупорить резервный фонд. Андрей Костин, руководитель банка ВТБ, в своей колонке на сайте Bloomberg опубликовал советы главе Центробанка Эльвире Набиуллиной по пересмотру денежно-кредитной политики, в частности, по  снижению учетной ставки на 0,75 процентного пункта. От МЭР слышны предложения срезать отчисления в резервный фонд и направить часть денег на стимулирование экономики.  Зато Алексей Кудрин продолжает оставаться верным себе – мол, нечего наполнять деньгами дырявое ведро. Вывод можно сделать один – внятного антикризисного плана нет, что делать, не понятно.

В апреле (а этот месяц признан худшим для российского фондового рынка с 2011 года) компания Индексбокс участвовала в выставке Мосдилд-2013. Наши специалисты проводили опрос руководителей компаний, специализирующихся на производстве и продаже строительных отделочных материалов (керамическая плитка, обои, сухие строительные смеси и паркет). Вопросы касались самочувствия компаний, их производственных/коммерческих планов и ожиданий на конец года.

Всего было опрошено 38 компаний. Результаты получились такими.

ПЕРСПЕКТИВЫ. Большинство компаний (25 из 38) связывают перспективы своего развития с увеличение спроса со стороны конечных потребителей, 9 компаний рассчитывают на рост корпоративного спроса, 4 компании надеются на возможность получить госсзаказ, и лишь 1 связывает свое будущее с выходом на внешние рынки.

УГРОЗЫ. В качестве основной угрозы для своего бизнеса 25 компаний назвали нестабильную экономическую ситуацию, политической нестабильностью обеспокоены всего 3 компании, усиления конкуренции боятся 6 компаний, свертывания госзаказа – 1 компания. Отметим, что 2 респондентов не видят серьезных угроз для развития бизнеса.

ПЛАНЫ. Коммерческие планы компаний на текущий год достаточно амбициозны – 23 респондента из 38 заявили о планах роста продаж на 20%, еще 6 - собираются прибавить по 15%, лишь 3 компании планируют вырасти не более чем на 10%, а 2 компании собираются сохранить уровень показателей прошлого года.

ЦЕНЫ. Чуть больше половины опрошенных (19 респондентов) считают, что цены на их продукцию в этом году останутся на прежнем уровне (при стабильном курсе рубля), увеличение в пределах 6-7% ожидают 8 компаний, незначительное снижение цен на 1-2% ожидают 4 компании, а вот рост/снижение более чем на 7% ожидают по 2 респондента, соответственно.

Как видно, настроение опрошенных компаний нельзя назвать пессимистичным, а состояние депрессивным. Возможно, от того, что компании привыкли жить в состоянии затянувшегося посткризисного восстановления. [К слову, строительная отрасль, включая производство стройматериалов, вышла на докризисные показатели в конце 2011 – начале 2012 года]. Отсутствие панических настроений связано и с началом строительного сезона – сейчас самое время для продажи стройматериалов. Еще один немаловажный фактор – временной лаг между проблемами в финансовом секторе и падением продаж в реальном.

И все же, вспоминается май 2008 года, когда производители цемента одними из первых забили тревогу – вдруг почему-то строители перестали платить за цемент, который считался «дефицитным» товаром. До краха финансовой системы и начала полномасштабного кризиса оставалось еще полгода… 


Рекомендации

Рынок линолеума. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок линолеума. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Рынок паркета. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок паркета. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Рынок древесно-стружечных плит (ДСП). Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок древесно-стружечных плит (ДСП). Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Рынок ламината. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок ламината. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Рынок керамической плитки и керамогранита в Азербайджане. Маркетинговое исследование. Январь 2024 г. Рынок керамической плитки и керамогранита в Азербайджане. Маркетинговое исследование. Январь 2024 г.

119 900 руб.

Рынок керамической плитки и керамогранита в Республике Беларусь. Маркетинговое исследование. Январь 2024 г. Рынок керамической плитки и керамогранита в Республике Беларусь. Маркетинговое исследование. Январь 2024 г.

119 900 руб.

Рынок керамической плитки и керамогранита в Казахстане. Маркетинговое исследование. Январь 2024 г. Рынок керамической плитки и керамогранита в Казахстане. Маркетинговое исследование. Январь 2024 г.

119 900 руб.

Рынок керамической плитки и керамогранита в Узбекистане. Маркетинговое исследование. Январь 2024 г. Рынок керамической плитки и керамогранита в Узбекистане. Маркетинговое исследование. Январь 2024 г.

119 900 руб.

Рынок натяжных потолков. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок натяжных потолков. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Рынок напольных покрытий. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок напольных покрытий. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.