Тревожный гудок «РЖД»

ЖД транспорт 6 мая 2013

В середине января компания «РЖД» одной из первых забила тревогу - объем предварительных заявок на перевозку грузов значительно сократился, что свидетельствовало не только о снижении грузооборота, но и о проблемах с промышленным производством. Тогда хотелось верить, что «пронесет». Сейчас, по итогам первого квартала, можно подвести неутешительный итог - промышленное производство показало нулевой рост, а объем погрузки на «РЖД» снижен на 4,1%.

По оперативной информации, погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" в марте 2013 года составила 104,9 млн тонн, что ниже показателя аналогичного периода прошлого года на 2,9%. Грузооборот за март 2013 года уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,2% и составил 182,8 млрд тарифных тонно-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за этот же время снизился на 2% и составил 234,7 млрд тонно-км.

По динамике погрузок можно делать вывод о состоянии отраслей промышленности. Хорошо себя чувствовали в первом квартале отправители: химических и минеральных удобрений - 11,7 млн тонн (+2%); каменного угля - 78 млн тонн (+0,3% к январю-марту 2012 года); руды железной и марганцевой - 26,6 млн тонн (+0,5%).

Группа аусайдеров значительно шире, среди них поставщики:

     - зерна - 2,4 млн тонн (-53,5%);
     - руды цветной и серного сырья - 4,9 млн тонн (-11,6%);
     - строительных грузов - 33,9 млн тонн (-8,7%);
     - лома черных металлов - 2,8 млн тонн (-10%);
     - промышленного сырья и формовочных материалов - 6,8 млн тонн (-8%).
     - лесных грузов - 8,9 млн тонн (-7%);
     - черных металлов - 17,9 млн тонн (-6,2%);
     - химикатов и соды - 6,8 млн тонн (-4,2%);
     - кокса - 3 млн тонн (-2,6%);
     - нефти и нефтепродуктов - 64,4 млн тонн (-2,2%);
     - цемента - 6,4 млн тонн (-0,9%).

Погрузка леса, химикатов, руды и черных металлов снижалась и в 2012 году, поэтому ситуация в первом квартале текущего года скорее является продолжение негативного тренда. Падение погрузки строительных материалов связывают с завершением строительства инфраструктурных объектов в Приморье и Сочи. Злосчастный трамплин достроить пока не удалось, но все что нужно для Олимпиады уже привезли.

Если учесть, что объем строительных работ за январь-март текущего года показал прирост лишь на 0,6% к аналогичному периоду 2012 года, то можно вполне ожидать стагнацию в строительном секторе к концу года, а значит, стройматериалы не могут быть драйвером роста грузоперевозок, как прежде.

Перевозка нефти тоже будет падать. Этому «способствует» завершение строительства и запуск ВСТО-2 - теперь для нефти есть другой транспорт.

Похоже, что для железных дорог наступают кризисные времена. В интервью телеканалу «Россия-24» президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил, что сейчас «порожняком» стоят более 1100 поездов на российских железных дорогах. Такой ситуации, по словам Якунина, он не наблюдал за весь период своей работы в МПС и «РЖД».

Избыток грузовых вагонов снижает пропускную способность железных дорог, иными словами, приводят к пробкам и снижают скорость доставки грузов. Это также не способствует эффективной работе «РЖД», и создает проблемы всему промышленному сектору экономики - на железнодорожный транспорт приходится 85% грузоперевозок в стране.

В числе особо пострадавших от падения грузооборота отрасль вагоностроения. Парк грузовых вагонов превышает 1 130 тыс. штук. За пять лет он вырос более чем на 20%, в то время как грузооборот лишь на 7%. Грузооборот с начала 2013 года составил 525,3 млрд тарифных тонно-км (-5%), грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии - 672,3 млрд тонно-км ( 4%). По оценке «РЖД» оптимальным для России является парк в 900 тыс вагон, - столько нужно для перевозки имеющихся грузов. На фоне профицита подвижного состава в этому году ожидают значительного падения заказов на производство новых вагонов.

Сложившаяся конъюнктура на руку лишь отдельным производителям промышленных товаров. Так, угольщики смогли сбить цены на жд перевозки на 25% в прошлом году, а в среднем цены жд операторов снизились на 13%. Для промышленного сектора это пожалуй единственное утешение при росте всех тарифов естественных монополий.