Музыкальное образование в России

Образование, культура и искусство 7 мая 2013

Вместо введения...

Этим материалом мы открываем серию заметок, посвященных теме применения маркетинговых инструментов в сферах культуры и искусства. 

К написанию статей меня подтолкнули результаты проектов, выполненных мной и моими коллегами из Индексбокс для крупных культурных институций. К радости, нужно отметить, что с каждым годом количество подобных исследований возрастает, а действия государственных и частных организаций в области культурной политики становятся более конкретными и адресными. 

Уже не только Москва и Санкт-Петербург, но и множество региональных городов самого разного уровня заметны на культурной карте страны: Екатеринбург, Плес, Казань, Калининград, Архангельск, Красноярск, Пермь, Коломна, Новосибирск, Уфа, Тольятти и многие другие. Город Ульяновск и вовсе претендует на получение статуса культурной столицы Европы в 2020 году. 

Разумеется, скептики возразят, что сделанное - капля в море и укажут на длинный перечень нерешенных задач. Мы согласимся и будем верить, что это только начало. К тому же свершившиеся события - это опыт, который просто необходим для понимания эффективных направлений культурного развития российского постиндустриального общества.

В своих статьях я хотела бы раскрыть следующие вопросы:

1. Методы проведения маркетинговых исследований сферы культуры и искусства;
2. Применение комплекса маркетинга для продвижения творческой единицы (или продукта) и формирования бизнес-модели на ее основе. 

Если с первым все более-менее понятно, то второе совсем не звучит для русского уха. 

«Талант сам пробьёт себе дорогу» - нас долгое время учили так, а некоторые чиновники от культуры продолжают быть в этом уверенными.

В глубине души мы все думаем, что если явление отличает настоящий талант, то рано или поздно общественное признание к нему придет. А если его нужно двигать, то он и не очень талант, а уже тривиальный проект по зарабатыванию денег. Талант и деньги традиционно в нашем сознании находятся на разных полюсах. 

Сразу вспоминаются слова телевизионного гуру Владимира Познера о том, что «... если пятую точку (гуру был более решителен в высказываниях, чем я) постоянно показывать по телевидению, то она тоже станет популярной». И это правда. И решение здесь остается только за зрителем - объектом культурного воздействия. Именно он решает, что имеет для него эмоциональную ценность, а что нет (про развитие аудитории мы тоже здесь поговорим).

Другое дело, что в сверхнасыщенном информационном пространстве востребовано не только то, что «цепляет за душу» или то, что повсеместно звучит из «всех утюгов» (хотя лично меня глубоко трогает рождественская песня Coca-Сola), а то, что грамотно объединяет в себе творчество и маркетинг. 

История практического применения элементов маркетинга в сфере российской культуры и искусства очень непродолжительна - от силы 5-7 лет. Мы расскажем Вам о тех находках, которые открыли для себя я и мои коллеги в ходе исследований. 

Итак.... 

Проект, посвященный исследованию сферы музыкального образования в России.

Перед нами стояла цель оценить полноту и состоятельность образовательных программ в сфере классического музыкального образования в России; выявить неудовлетворенные потребности аудитории в дополнительных образовательных программах. 

Сегодня многие говорят о пробелах в Российском образовании, однако далеко не всегда получается предложить конструктивные, а главное оперативные меры для изменения ситуации. Исследование в свою очередь было ориентировано на то, чтобы определить каких знаний и навыков не дополучает учащийся в стенах классического учебного заведения, и в каком формате он был бы готов их получить (цикл лекций, творческая лаборатория, стажировка, летний выездной лагерь и пр.)

Методы.

1. Экспертные интервью с представителями музыкальных образовательных учреждений (государственных и частных).
2. Экспертные интервью с представителями музыкальных коллективов.
3. Экспертные интервью с выпускниками музыкальных образовательных учреждений.
4. Сравнительный анализ образовательных программ российских и ведущих зарубежных музыкальных ВУЗов. 

Основной упор в исследовании был сделан на экспертные интервью, где музыкальное образование рассматривалось с трех сторон: преподавателя, который может составить агрегированное мнение о существующей системе образования; студентов, заинтересованных в развитии собственных способностей; представителей оркестров, потенциальных нанимателей будущего специалиста. 

Результаты исследования.

Ключевой вывод оказался парадоксален: российская музыкальная школа выращивает высокопрофессиональных музыкантов, многие из которых не могут реализовать себя в профессии.

В чем же дело: 

• Сфера классической музыка в России рассматривается, как элитарная, доступная лишь отдельным талантам.
• Образовательная система ориентирована на индивидуальную самореализацию музыканта, пренебрегая развитием способностей, связанных со слаженной работой в творческом коллективе.
• Осваивая высококлассную технику исполнения, студенты полностью лишены умений, ориентированных на развитие собственной артистической карьеры: умение определять творческие приоритеты, владение техниками формирования аудитории, обладание навыками самопрезентации, владение информационными технологиями и пр.

Как мы смогли понять, в современных условиях от музыканта, помимо профессиональных способностей, требуется высокий уровень мотивации музыкальной деятельности, наличие культуры коммуникации и способность к продвижению и позиционированию себя, как высококлассного специалиста. Не менее важными, чем исполнительская техника, в настоящее время становятся дисциплины, касающиеся организации эффективного поведения музыканта в разных средах: коллектив, публика, СМИ, преподавательская деятельность, общественная деятельность. Музыкант должен быть в равной степени прекрасным исполнителем музыки и администратором самого себя, чтобы, наконец, заработать на самого лучшего менеджера, спихнуть на него «всю головную боль» и заниматься только музыкой.
Как учили в музыкальной школе!


Рекомендации