Рынок напольных покрытий в России в ожидании стагнации?

Отделочные материалы 19 августа 2013

рынок напольных покрытий

Строительный сезон подходит к концу в период, когда российская экономика находится в подвешенном состоянии. Одни специалисты осенью ожидают начало рецессии, другие, напротив, прогнозируют оживление экономики. Попробуем разобраться, ждать ли стагнации на рынке напольных покрытий.

В конце 2012 года на рынке напольных покрытий был достигнут докризисный уровень потребления – своего рода локальный максимум, который рынок показал в канун кризиса 2008 года. Основным драйвером роста рынка напольных покрытий стали потребительские расходы, которые росли опережающими темпами по сравнению с реальными доходами населения.  Положительная динамика расходов населения была основана на резком расширении потребительского кредитования, а также увеличении выдачи ипотечных кредитов.

Можно с уверенностью говорить, что восстановительный период, продолжавшийся четыре года,  закончился. Текущий год может стать переломным -  резкое замедление темпов проста российской экономики в первой половине 2013 года оказало отрицательное воздействие на рынок.

К факторам, сдерживающим рост рынка напольных покрытий можно отнести:

  • Сокращение потребительского кредитования, смена склонности потребления на склонность к сбережению (что выражается в увеличении банковских депозитов), замедление роста оборота торговли непродовольственными товарами.
  • Сокращение инвестиций в основной капитал, который наблюдается с конца 2012 года, привел к падению спроса на товары для капитального строительства, в том числе, на напольные покрытия.
  • При росте реальных доходов населения наблюдается перераспределение доходов в пользу бедных и незащищенных слоев, что негативно повлияет на поведение наиболее платежеспособных групп.

В первом полугодии положительная динамика рынка напольных покрытий поддерживалась 2 факторами:

  • Чрезмерным оптимизмом населения, которое продолжало тратить деньги, несмотря на сложную экономическую ситуацию.
  • Расширением ипотечного кредитования.

В настоящее время сила действия этих факторов ослабевает: строительный сезон заканчивается, а ситуация рынке ипотечного кредитования уже официально характеризуется не иначе, как «кредитный пузырь». В августе Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) вышло с предложением к Центральному банку о введении в России предельного размера ежемесячной выплаты по ипотеке, который не должен превышать 45% от дохода заемщика, что может сказаться на объеме выдаваемых кредитов и срезать кредитный спрос на напольные покрытия.

Все эти факторы отразятся на развитии спроса на напольные изделия, оказывая давление на динамику потребления и провоцируя структурные изменения в спросе, в частности:

  • Доля более дешевых покрытий, таких как линолеум и ламинат, может вырасти.
  • Увеличится доля продукции низкого ценового сегмента на рынке.
  • Рост рынка может резко замедлиться к концу года и перейти в стагнацию.

Впрочем, ситуация различается по продуктовым сегментам рынка. Согласно исследованию рынка напольных покрытий, проведенному компаний IndexBox в августе 2013 года, можно выделить  следующие тенденции в отдельных сегментах:

  • Паркет: Рынок паркета консолидирован, и практически полностью контролируется иностранными брендами/ компаниями с иностранными участниками или инвесторами.
  • Ламинат: На рынке ламината выделяются только 2 крупных производителя, однако реализация 3 масштабных инвестиционных проектов в 2010-2014 гг. может увеличить емкость сегмента.
  • Керамическая плитка: Производители ищут способы формирования нового витка спроса за счет применения современных технологий, в частности, цифровой печати на плитке.
  • Ковровые изделия: Рынок ковров и ковровых изделий претерпевает кризис, в 2013 году закрылось 1 крупное производство, на другом замечены значительные спады.
  • Линолеум: На рынке линолеума основным игроком выступает «Таркетт», консолидируя не только рынок, но и производство.

Из положительных тенденций можно отметить, что на перспективных рынках (особенно выделяется рынок ламината) происходит локализация производств иностранных компаний на территории РФ. Остается надеется, что усиление конкуренции на рынке поддержит этот тренд.

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок напольных покрытий