Рынок коньяка уходит в тень

Алкогольные напитки 28 августа 2013

indexbox - рынок коньяка уходит в тень

Борьба с алкоголизмом в России в последние 2 года приобрела агрессивный характер: повышение акцизов, установление минимальных цен на алкогольную продукцию, запрет рекламы и продажи продукции в ночное время. Как это отразилось на рынке коньяка и бояться ли производители новых запретов? 

С 1 января 2013 года были введены следующие меры по оздоровлению нации: 

  • приняли дополнение в НК РФ о повышении акциза (400 руб. в 2013 г., 500 руб. в 2014 г., 600 руб. в 2015 г.);
  • установили минимальную цену на пол-литровую бутылку водки, бренди и коньяка: 170 руб., 250 руб. и 280 руб., соответственно;
  • запретили рекламу на телевидении, радио, печатных СМИ, на транспорте и в Интернет. 

Надо отметить, что обо всех мерах, производителей предупредили еще летом 2012 года, и они, готовясь к повышению акцизов, увеличили выпуск коньяка, наращивая запасы. Согласно данным Росстата, по итогам прошлого года объем производства вырос на 20% и достиг 97,8 млн. л.

В первой половине 2013 года, по данным официальной статистики, наблюдалась обратная картина: производство, продажи и потребление коньяка снизились. Но это только видимость. Производство упало из-за накопленных запасов в конце прошлого года, а продажи и потребление алкоголя, все больше уходит в «тень». По данным исследования компании IndexBox, теневой сектор на рынке коньяка в 2012 году составлял около 30%, в 2013 году участники ожидают значительного увеличения - до 50%. В доказательство тому - многочисленные сообщения о подпольных производствах коньяка:

  • в марте 2013 года в Краснодаре изъяли коньяк подпольного производства на сумму более 2 млн. руб; 
  • в апреле 2013 года в Курске закрыли склад элитного спиртного (виски и коньяк);
  • в июле 2013 года в Саратове выявили крупный подпольный склад спиртного (вино, коньяк, водка) – сумма изъятой продукции более 10 млн. руб. 
  • И это только малая доля, опять же, попавшая в объектив официальной хроники. Получилось «за что боролись, на то и напоролись». Все меры, принятые в рамках программы по борьбе с алкоголизмом, нанесли удар по самым незащищенным участникам рынка (мелким производителям и ритейлерам). Пить люди меньше не стали, зато из-за нехватки средств переключились на более дешевый и менее качественный алкоголь. Таким образом, теневой сектор, сформированный суррогатно-нелегальным алкоголем, в 2012 году находящийся в пределах 40-45%, теперь вырастет до 70%.

Согласно исследованию рынка коньяка, проведенному компанией IndexBox, наблюдаются структурные сдвиги в потреблении коньяка: растет доля более дешевой продукции, а также нелегального производства. Так, объем импорта коньяка и коньячных напитков, более дорогих, нежели производятся в России, в 1 полугодии 2013 года сократился на 12,5% по отношению к аналогичному периоду 2012 года. При этом реальное потребление как росло, так и будет расти.

Что же производители? В настоящее время 6 крупнейших производителей коньяка занимают половину всего производства. Несмотря на все запреты и ограничения, они отмечают положительные стороны (действующие, однако, только для них): из-за вымывания мелких игроков ожидается ослабление конкуренции в производстве, за место на полке в магазине, увеличение качественной продукции в легальном секторе и консолидация рынка в целом.

Еще одна мера от представителей власти, абсолютно непонятная для любого человека, живущего за пределами мегаполиса. Август 2013 года, источник «Известия.ру» - депутат «Справедливой России» предложил не продавать алкоголь за наличку. Выскажу свое мнение: это ни технически, ни юридически невозможно. Во-первых, жители сельской местности, население пенсионного возраста не смогут физически воспользоваться данной услугой; во-вторых, наличные деньги обязаны принимать во всех торговых точках страны.

Напрашивается один-единственный вывод: удар по мелким игрокам розничного рынка приведет к росту теневого сектора. В ближайшее время не принесшие должного результата меры будут пересматриваться, выдвигаться новые инициативы. Но долго в таком состоянии алкогольный рынок не продержится: большая доля суррогата не принесет пользы ни производителям, ни населению. Впрочем, конечным бенефициаром всей этой кампании могут стать крупные участники рынка за счет вымывания мелких производителей, региональных представителей алкогольного бизнеса, что приведет к снижению конкуренции и консолидация рынка.