Какие цветы учителя принесут домой со школьной линейки?

Растениеводство 2 сентября 2013

indexBox - исследование рынка цветов

Канун 1 сентября – один из «золотоносных» периодов в непростой жизни цветочников. Высокий спрос на цветы в качестве подарка для учителей, кажется, будет актуален всегда – редкий школьник обходится без праздничного букета в первый учебный день года. Какие цветы являются самым популярным подарком, и настолько ли стабильно предложение на рынке свежесрезанных цветов?

Не секрет, что на рынке свежесрезанных цветов жестко правит сезонность, причем привязанная к определенным датам. Весной основной объем выручки участников рынка приходится на праздничные дни: 8 Марта и 9 мая. За последние годы также выросло значение пришедшего с Запада праздника всех влюбленных – 14 февраля, который вызывает ажиотаж на цветы. Летом на рынке можно наблюдать затишье, которое нарушает еще один пик – 1 сентября.

Так, и в текущем 2013 году на последней неделе августа тепличные хозяйства и поставщики импортных цветов работали «в две смены» - упущенный момент станет непростительной ошибкой. На последние 2 недели августа 2012 года пришлось более 25% от совокупного объема оптовых продаж свежесрезанных цветов от совокупного летнего периода. Более того, процент реализации в рознице в праздничные даты возрастает и превышает 90%, по сравнению с повседневным показателем в 45-50%. Таким образом, важность пиковых периодов в цветочном бизнесе переоценить сложно.

Самым популярным цветком в подарок учителю на 1 сентября (в официальной торговле свежесрезанными цветами) является роза. По данным исследования рынка цветов, проведенного специалистами компании IndexBox, в прошлом августе на розы пришелся 51% от совокупного объема продаж свежесрезанными цветами. Второй по популярности цветок – хризантемы (21%).

Впрочем, розы популярны всегда – спрос на них стабилен в течение всего года, и в совокупном объеме потребления их доля растет. При этом, на рынке присутствуют как импортные (преимущественно из Эквадора, Кении и Колумбии), так и отечественные розы. По словам представителей тепличных хозяйств, розы, выращенные в России, ничем не уступают по качеству импортным аналогам, и при этом стоят дешевле. Следует отметить, что по себестоимости импортные и российские цветы находятся на одном уровне, однако из-за рубежа завозятся в том числе дорогие сорта роз, которые нельзя вырастить в тепличных условиях здесь. В последние годы в России были реализованы крупные инвестиционные проекты по выращиванию роз, что заметно отразилось на присутствии отечественных производителей на рынке свежесрезанных роз: в 2012 году их доля выросла до 75% (против 90% в 2010 году).

Возвращаясь к теме 1 сентября, нельзя не затронуть тему теневого сегмента, который сложно поддается учету, но, несомненно, имеет значительный объем. Речь идет о стихийно организованных населением развалах, единичных торговцев букетами в оживленных местах, а также «витринах» гладиолусов, георгин и хризантем у домов вдоль поселков. В преддверии 1 сентября теневой сегмент рынка принимает особый размах ввиду климатических условий, и достигает до 40-50% в регионах.

Несмотря на то, что розы давно завоевали рынок свежесрезанных цветов, актуальность их популярна и сегодня. Они являются универсальными цветами, которые можно преподнести на любой праздник, а для разнообразия продавцы прибегают к тематическим деталям: на 1 сентября в цветочных композициях используются карандаши и линейки, на 14 февраля – бумажные сердечки, на 8 марта – конфеты и бумажные бабочки. Модифицируется  также обертка – широкую популярность обретают сетки и бумага, в то время как полиэтилен теряет позиции. Таким образом, розы остаются на вершине цветочного рынка, меняется лишь повод и подача.