Рынок мясных полуфабрикатов в России растет

Мясо и мясопродукты 19 сентября 2013

рынок мясных полуфабрикатов
Рынок мясных полуфабрикатов находится под влиянием двух разнонаправленных факторов: с одной стороны, ритм жизни больших городов не позволяет много времени тратить на приготовление пищи; с другой, рост благосостояния сопровождается переходом на здоровое питание и отказом от полуфабрикатов. Какой фактор будет доминировать, и как измениться рынок в будущем?

Согласно исследованию рынка мясных полуфабрикатов, самый высокий уровень потребления на душу населения отмечен в Центральном и Северо-Западном федеральных округах России - почти по 10 кг в год на человека. Это объясняется наличием городских агломераций, Москвы и Санкт-Петербурга, где изменившийся стиль жизни заставляет экономить время на приготовлении пищи. Однако, высокие доходы жителей двух столиц позволяют покупать более качественные продукты, что постепенно меняет культуру потребления. Этому способствует пропаганда здорового образа жизни и многочисленные программы на телевидении, разоблачающие недобросовестных производителей продуктов питания. Вопрос качества мясной продукции стоит остро: производители полуфабрикатов, чтобы нивелировать влияние растущих цен мясосырья на конечный продукт, и под давлением конкуренции на рынке, снижают долю мясных ингредиентов в готовом продукте. 

По техрегламенту Таможенного Союза «О безопасности мяса и мясной продукции» продукт квалифицируется как «мясной» или «мясосодержащий». Но для количественного контроля этого показателя в мясопродуктах нет инструментальных методик, а невозможность контроля этого показателя на практике может привести к множеству технологических нарушений.

Например, животный жир, полученный при убое животного, также квалифицируется как мясосырье. Такое положение стимулирует производителей использовать в мясопродуктах еще больше животных жиров, чем сегодня, ввиду их низкой стоимости. В частности, большинство колбас, выпускаемых по ГОСТам, содержат в своем составе до 25% жира, а сырокопченые - до 45%.

В ответ на вызов рынка крупные производители строят маркетинговые коммуникации на продвижении идеи экологичности, натуральности и безопасности своей продукции. 

  • Сайт «Рублевского» мясокомината предоставляет 2 видеоролика, где покупатели фирменного магазина дают характеристику покупаемой продукции: вкусная, настоящая, для гурманов и конечно - качественная.
  • Компания «Велком» также делает ставку на качество продукции, которая помогает проявлять к близким больше любви и заботы. Слоган: «Велком. Натуральность во всем!»
  • Мясокомбинат «Дымов» пошел еще дальше: на производстве установлены 2 камеры, которые дают потребителям возможность в режиме он-лайн увидеть колбасный цех.

Выполнять обещания по удержанию высокого качества для мясопереработчиков стало проще после вступления России в ВТО, которое привело к падению цен на часть сырья, например, свинину.

Там, где доля свинины мала, активно используется мясо птицы, порой в 2-2,5раза более дешевое, чем говядина.

По данным исследования, проведенного компанией IndexBox, объем совокупного потребления мясных полуфабрикатов в России с 2008 года увеличился на 15,7%, в то время как колбасная группа показала прирост только на 1,3%, что можно обосновать эластичностью потребления по доходу (Коэффициент эластичности показывает, как изменяется потребление при изменении дохода на 1%. Коэффициент больше 1 показывает высокую зависимость потребления от доходов, меньше единицы - низкую, т.е. объем потребления мало изменяется при росте или падении дохода): 

  • Коэффициент эластичности потребления в среднем по России составляет 0,61. В Москве данный показатель достигает 2,24.
  • В отношении колбасных коэффициент эластичности потребления в среднем по России составил «-0,02» в 2012 году.

По мнению аналитиков IndexBox, основными драйверами роста рынка мясных полуфабрикатов в среднесрочной перспективе станут:

  • Ненасыщенность региональных рынков, особенно это касается сегмента котлет.
  • Относительно низкая цена полуфабрикатов.
  • Рост доходов населения низкодоходных групп.

Рынок мясных полуфабрикатов в России: отклонение потребления