Рынок калийных удобрений в России: Почему «Уралкалий» - гарант продуктовой безопасности

Минеральные удобрения 26 сентября 2013

рынок калийных удобрений, рынок удобрений

Ситуация, сложившаяся вокруг ОАО «Уралкалий» в последние месяцы, рассматривается преимущественно через призму конфликта бизнес-интересов, политического демарша белорусской стороны и ущерба, причиненного экспортерам калийных удобрений. Однако, мало кто говорит о том, какие возможности снижение цен на удобрения дает отечественным сельхозпроизводителям.

ОАО «Уралкалий» - лидер мирового рынка калийных удобрений, занимающий долю в 20%, с объемом выпуска 9,4 млн. тонн в 2012 году. На экспорт уходит около 80% произведенной продукции компании, ключевыми направлениями поставок являются Китай (26% общего объема продаж) и Индия (9% общего объема продаж). В этих странах, где совокупная численность населения превышает 3 млрд человек, все еще остро стоит проблема обеспечения продуктами питания.

Оставшиеся 20% выпуска удобрений, которые поступают на внутренний рынок, формируют основное предложение для сельскохозяйственного сектора. «Уралкалий» для России больше, чем просто бизнес-единица, представляющая интересы производителей мирового калийного рынка, она является ресурсом развития сельского хозяйства и обеспечения продуктовой безопасности страны. 

Госпрограмма по развитию сельского хозяйства РФ до 2020 года предполагает повышение удельного веса российских продовольственных товаров в общих ресурсах продовольственных товаров (с учетом структуры переходящих запасов ) к 2020 году: зерна - до 99,7%, свекловичного сахара - до 93,2%, растительного масла - до 87,7 %, картофеля - до 98,7%, мяса и мясопродуктов - до 88,3%, молока и молокопродуктов - до 90,2%. Кроме того, планируется повышение среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций не менее, чем до 10-15% (с учетом субсидий). Эти показатели могут быть достигнуты при условии увеличения интенсивности внесения удобрений, повышающих урожайность культур.

Высокая цена на калийные удобрения не позволяет сельхозорганизациям использовать их в достаточном объеме. Себестоимость калийных удобрений составляет порядка 62 долл./т, или 2 000 руб./т (в зависимости от курса доллара). В то же время, средняя цена на внутреннем рынке на хлорид калия в 1 полугодии 2013 года достигла 4 444 руб./т, на калийные удобрения в целом - 4 688 руб./т.

По мнению аналитиков IndexBox, в условиях высоких цен на ресурсы и нестабильного финансового состояния сельхозпроизводителей единственным вариантом увеличения потребления калийных удобрений остается целевое государственное субсидирование агросектора. Примером может служить Индия, где правительство снизило субсидии на закупку калия с 260 до 210 долл./т, и импорт в апреле-мае (именно тогда урезали размер субсидий) упал примерно вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. 

В России объем субсидий, выделенный на покупку минеральных удобрений, в 2012 году снизился на 33% по сравнению с 2011 годом и на 56% по сравнению с 2010. В 2012 году он составил 87,06 млн. руб., при этом на 1 гектар посевной площади было внесено около 38 кг удобрений. Именно объем выделяемых субсидий объясняет недостаточное количество вносимых в почву удобрений. Так, например, под кукурузу рекомендуется вносить 60 кг азота, 60 кг фосфора и 90 кг калия (из расчета на 1 га), т.е. порядка 210 кг на гектар. В зависимости от плодородия почвы и культуры эту дозу уточняют.

Таблица 1. Внесение минеральных удобрений в России в пересчете на 100% питательных веществ на 1 га, кг

Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Внесено, кг 21,1 22,8 24,7 27,3 32,4 35,81 35,89 38,01 38,99 37,95
Источник: данные Росстат

Таблица 2. Показатели выпуска минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) в 2013-2020 гг., тыс. тонн

Год 2013 2017 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Выпуск, тыс. тонн 18 830 19 500 20 500 21 300 22 800 23 100 23 800 24 200
Прирост, % - +3,56% +5,13% +3,90% +7,04% +1,32% +3,03% +1,68%
Источник: ФЦП "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", аналитика IndexBox

Было заявлено, что одним из основных направлений новой маркетинговой стратегии «Уралкалия» станет снижение цен и рост продаж калийных удобрений. Круг инвесторов, которые пострадают от падения цен, на порядки меньше тех, кто извлечет выгоду, а это, прежде всего, самые незащищенные и социально важные компании - сельхозпроизводители. Получается, что на чаше весов, с одной стороны, снижение себестоимости сельхозпродукции, удержание инфляции и решение продовольственной проблемы, а с другой стороны, интересы инвесторов в калийные активы. С этой позиции, последние действия «Уралкалия» можно рассматривать как социального благо для всей мировой экономики.

Структура экспорта калийных удобрений

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок калийных удобрений


Рекомендации

Аналитический обзор мировой торговли на рынке калийных удобрений

20 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке азотных удобрений

20 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке пестицидов

20 000 руб.

Европейский союз: Рынок калийных удобрений (минеральных и химических). Анализ и прогноз до 2020 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок азотных удобрений (минеральных и химических). Анализ и прогноз до 2020 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок пестицидов. Анализ и прогноз до 2020 года

89 900 руб.

Мировой рынок калийных удобрений. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Мировой рынок азотных удобрений. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Мировой рынок пестицидов. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок калийных удобрений в США. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.