Возвращение грузинских вин и минеральной воды на российский рынок под угрозой интеграции Грузии в ЕС

Безалкогольные напитки 30 сентября 2013

Возвращение грузинских вин и минеральной воды на российский рынок под угрозой интеграции Грузии в ЕС

Запрет на поставки грузинской минеральной воды на российский рынок был снят в мае 2013 года, а на вина и коньяк - в июне. По данным «Роспотребнадзора», за май-август в Россию уже было импортировано 5,335 млн. л вина и коньяка и 8,215 млн. л «Боржоми». Однако, прошедший сентябрь стал холодным «ветром перемен» для потеплевших российско-грузинских отношений. Чем это обернется для грузинских производителей вин и минеральной воды?

Импортные поставки минеральной воды и вин из Грузии были остановлены в 2006 году из-за обострения российско-грузинских отношений, поводом тогда послужили претензии к качеству грузинской продукции. С российских прилавков на семь лет исчезла минеральная вода «Боржоми» и грузинские марки вин. По данным Росстата, импорт алкогольных и безалкогольных напитков в Россию в 2006 году сократился на 9% в натуральном выражении, при этом падение импорта напитков из стран СНГ составило 40%.

В последующем российско-грузинские отношения накалились еще больше на фоне событий 2008 года, и дипломатические отношения между странами были разорваны. С получением должности премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили в 2012 году и реализацией ряда мер, направленных на урегулирование российско-грузинских отношений, положение стало выравниваться. На большой российский рынок вернулись грузинские вина, коньяк и минеральная вода. По состоянию на сентябрь 2013 года, разрешения на поставку продукции в Россию получили 95 винзаводов, 7 предприятий по производству минеральной воды и 1 предприятие по производству пива из Грузии.

Представители IDS Borjomi Beverages Co N.V. - производителя минеральной воды «Боржоми» - заявляли, что намерены вновь занять утраченную долю отечественного рынка бутилированных вод в 3,5%. Ожидания выглядят завышенными, учитывая огромную конкуренцию и низкую концентрацию на рынке. Тем не менее, для такой оценки есть и весомые поводы: сильная позиция бренда «Боржоми» и растущий объем потребления бутилированных вод в России. По данным исследования, проведенного компанией IndexBox, темпы роста потребления бутилированных вод в среднесрочной перспективе составят 110% в год - это один из самых динамично развивающихся сегментов безалкогольных напитков. 

В масштабах рынка рост импорта из Грузии окажет незначительное влияние, ведь его доля составляет всего 0,5% от объема потребления. Поэтому, даже при достижении целевого рыночного показателя в 3,5% воды «Боржоми», практически весь рынок делят и будут делить предприятия, расположенные на территории России. 

Всего в 2012 году в Россию было импортировано порядка 8 млн. дал бутилированной воды. Крупнейшим поставщиком среди стран происхождения до возвращения грузинской продукции была Франция, на долю которой приходилось 37,2% от объема импорта в натуральном выражении.

Помимо выхода на российский рынок бутилированной воды и вин, экономически выгодным следствием стабилизации отношений для Грузии является оживление туристического потока из России. По словам Зураба Абашидзе, ответственного лица в Грузии за налаживание отношений с Россией, в 2013 году поток туристов увеличился на 60%, что является существенным притоком денежных средств. 

Тем не менее, власти Грузии все еще остаются сдержанными по отношению к России, и, как показали события сентября 2013 года, приоритетом для них является интеграция в ЕС и НАТО. Стало известно, соглашение об ассоциировании с Евросоюзом может быть подписано осенью 2014 года. Данный факт может существенно повлиять на характер внешнеэкономических операций между странами. Как показывает опыт с другими странами СНГ, ориентированными на ЕС, не исключено повторение жестких мер со стороны России. Как результат, грузинским производителям бутилированной воды, вин и коньяка будет вновь закрыт вход на недавно обретенный российский рынок.