Возвращение грузинских вин и минеральной воды на российский рынок под угрозой интеграции Грузии в ЕС

Безалкогольные напитки 30 сентября 2013

Возвращение грузинских вин и минеральной воды на российский рынок под угрозой интеграции Грузии в ЕС

Запрет на поставки грузинской минеральной воды на российский рынок был снят в мае 2013 года, а на вина и коньяк - в июне. По данным «Роспотребнадзора», за май-август в Россию уже было импортировано 5,335 млн. л вина и коньяка и 8,215 млн. л «Боржоми». Однако, прошедший сентябрь стал холодным «ветром перемен» для потеплевших российско-грузинских отношений. Чем это обернется для грузинских производителей вин и минеральной воды?

Импортные поставки минеральной воды и вин из Грузии были остановлены в 2006 году из-за обострения российско-грузинских отношений, поводом тогда послужили претензии к качеству грузинской продукции. С российских прилавков на семь лет исчезла минеральная вода «Боржоми» и грузинские марки вин. По данным Росстата, импорт алкогольных и безалкогольных напитков в Россию в 2006 году сократился на 9% в натуральном выражении, при этом падение импорта напитков из стран СНГ составило 40%.

В последующем российско-грузинские отношения накалились еще больше на фоне событий 2008 года, и дипломатические отношения между странами были разорваны. С получением должности премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили в 2012 году и реализацией ряда мер, направленных на урегулирование российско-грузинских отношений, положение стало выравниваться. На большой российский рынок вернулись грузинские вина, коньяк и минеральная вода. По состоянию на сентябрь 2013 года, разрешения на поставку продукции в Россию получили 95 винзаводов, 7 предприятий по производству минеральной воды и 1 предприятие по производству пива из Грузии.

Представители IDS Borjomi Beverages Co N.V. - производителя минеральной воды «Боржоми» - заявляли, что намерены вновь занять утраченную долю отечественного рынка бутилированных вод в 3,5%. Ожидания выглядят завышенными, учитывая огромную конкуренцию и низкую концентрацию на рынке. Тем не менее, для такой оценки есть и весомые поводы: сильная позиция бренда «Боржоми» и растущий объем потребления бутилированных вод в России. По данным исследования, проведенного компанией IndexBox, темпы роста потребления бутилированных вод в среднесрочной перспективе составят 110% в год - это один из самых динамично развивающихся сегментов безалкогольных напитков. 

В масштабах рынка рост импорта из Грузии окажет незначительное влияние, ведь его доля составляет всего 0,5% от объема потребления. Поэтому, даже при достижении целевого рыночного показателя в 3,5% воды «Боржоми», практически весь рынок делят и будут делить предприятия, расположенные на территории России. 

Всего в 2012 году в Россию было импортировано порядка 8 млн. дал бутилированной воды. Крупнейшим поставщиком среди стран происхождения до возвращения грузинской продукции была Франция, на долю которой приходилось 37,2% от объема импорта в натуральном выражении.

Помимо выхода на российский рынок бутилированной воды и вин, экономически выгодным следствием стабилизации отношений для Грузии является оживление туристического потока из России. По словам Зураба Абашидзе, ответственного лица в Грузии за налаживание отношений с Россией, в 2013 году поток туристов увеличился на 60%, что является существенным притоком денежных средств. 

Тем не менее, власти Грузии все еще остаются сдержанными по отношению к России, и, как показали события сентября 2013 года, приоритетом для них является интеграция в ЕС и НАТО. Стало известно, соглашение об ассоциировании с Евросоюзом может быть подписано осенью 2014 года. Данный факт может существенно повлиять на характер внешнеэкономических операций между странами. Как показывает опыт с другими странами СНГ, ориентированными на ЕС, не исключено повторение жестких мер со стороны России. Как результат, грузинским производителям бутилированной воды, вин и коньяка будет вновь закрыт вход на недавно обретенный российский рынок.

 


Рекомендации

Рынок минеральной бутилированной воды. Маркетинговое исследование Рынок минеральной бутилированной воды. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок кваса. Маркетинговое исследование Рынок кваса. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок цикория. Маркетинговое исследование Рынок цикория. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Европейский союз: Рынок плодово-ягодных и овощных соков. Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок концентрированных фруктовых и овощных соков. Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок неконцентрированных фруктовых и овощных соков. Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок кофе (без кофеина и жареного). Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок кофейных экстрактов, эссенций и концентратов. Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок чая. Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок минеральной и газированной воды. Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.