Рынок электронных сигарет в России: Переживут ли электронные сигареты «антитабачный закон»?

Сигареты и табак 28 октября 2013
Автор статьи: IndexBox

рынок электронных сигарет

1 июня вступил в силу Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Целевое назначение Закона - снижение спроса на табачные изделия. Закон ограничивает места для курения, торговлю табачными изделиями, запрещает рекламу табачных изделий и самого процесса курения, а также дальнейшее повышение акцизов на табачную продукцию. Смогут ли на этом сыграть производители электронных сигарет?

Альтернативой сигаретам обычным в недавнее время все чаще предлагается электронная сигарета. Этот, по сути, ингалятор имитирует внешний вид обычной сигареты и сам процесс курения, а также избавляет курильщика от массы балластных веществ, а окружающих людей - от пассивного курения.

При всех плюсах электронной сигареты, до недавнего времени сохранялся один существенный ее недостаток: высокая цена отпугивала «первичных» покупателей. Новый виток развития рынка электронных сигарет начался в 2012 году, с появлением на рынке дешевых одноразовых устройств с ценой по 80-100 рублей за штуку. Это позволило большему числу курильщиков ознакомиться с новинкой и оценить продукт, который теперь можно было найти и некоторых розничных магазинах.

Федеральный закон № 15-ФЗ, является частью общей государственной политики по борьбе с курением. В ближайшие годы, под давлением акцизов, значительно вырастет стоимость обычных сигарет (только за 2013-2016 гг. стоимость одной пачки вырастет не менее чем на 30 рублей). Если введенные ограничения на места для курения будут должным образом исполняться, то это создаст массу неудобств для потребителей обычных сигарет, в результате чего их интерес к электронным сигаретам вырастет. Таким образом, кампания, направленная на ограничение потребления табачных изделий «играет на руку» рынку электронных сигарет, однако и тут не обходится без подводных камней.

Во-первых, позиция «антитабачного закона» относительно самих электронных не отличается четкостью формулировок. Сами электронные сигареты не являются табачными изделиями, их использование не является курением, что расширяет возможности их использования.. Однако тот же федеральный закон запрещает производство и продажу изделий, имитирующих табачные изделия, что уже может трактоваться не в пользу электронных сигарет. Кроме того, в рекламе запрещаются не только обычные сигареты, но и пропаганда курения, к которой также может быть отнесено потребление электронных сигарет. 

Таким образом, успешное развитие рынка электронных сигарет зависит от того, получат ли эти сигареты особый статус в ходе кампании по борьбе с курением или же попадут «под одну гребенку» с обычными сигаретами.

Вторым немаловажным фактором являются возможные последствия самих механизмов антитабачного регулирования. Пример европейских стран показывает, что повсеместное ограничение курения и удорожание сигарет не показывали ожидаемого результата: вместо значительного снижения курения и увеличения акцизных сборов с легальной продукции, доля курящего населения практически не менялась, а нелегальный сектор вырастал в несколько раз.

Средний курильщик в России тратит около 5% ежедневного дохода на сигареты, и увеличение их стоимости просто подталкивает его к поиску альтернатив. Наиболее простой альтернативой в настоящее время является контрабанда сигарет из Беларуси и Казахстана, где акцизные ставки ниже, чем в России. С постепенным установлением единых акцизных тарифов в странах ТС и общим удорожанием появится еще одна альтернатива: дешевые китайские сигареты, которые пока еще уступают российским по соотношению «цена-качество». 

Можно с уверенностью констатировать что, до тех пор, пока сохраняются альтернативы в виде дешевой контрабандной или контрафактной продукции, простое удорожание сигарет не принесет ожидаемого снижения их потребления. Для рынка электронных сигарет это может оказаться чувствительным ударом. Только ограничение физического потребления обычных сигарет, одновременно с реабилитацией сигарет электронных обеспечивает последним благоприятную перспективу.

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок электронных сигарет


Рекомендации

Аналитический обзор мировой торговли на рынке табачных изделий - Итоги 2023

74 900 руб.

Рынок сигарет в Китае. Маркетинговое исследование 2017-2023гг. тренды, анализ и прогноз до 2030г.

190 000 руб.

Рынок табака в Китае. Маркетинговое исследование 2017-2023гг. тренды, анализ и прогноз до 2030г.

190 000 руб.

Рынок сигарет в США. Маркетинговое исследование 2017-2023гг. тренды, анализ и прогноз до 2030г.

190 000 руб.

Рынок табака в США. Маркетинговое исследование 2017-2023гг. тренды, анализ и прогноз до 2030г.

190 000 руб.

Мировой рынок сигарет. Маркетинговое исследование 2017-2023гг. тренды, анализ и прогноз до 2030г.

190 000 руб.

Мировой рынок табака. Маркетинговое исследование 2017-2023гг. тренды, анализ и прогноз до 2030г.

190 000 руб.

Мировой рынок табачных изделий. Маркетинговое исследование 2017-2023гг. тренды, анализ и прогноз до 2030г.

190 000 руб.

Рынок сигарет. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок сигарет. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Рынок электронных сигарет. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок электронных сигарет. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.