Борьба за экспортные пошлины нефтяных масел

Нефть и нефтепродукты 29 мая 2014

рынок нефтяных маселМинфин отказал нефтяникам в просьбе снизить экспортные пошлины на базовые масла, сырье для производства моторных масел, до 20% от уровня пошлин на сырую нефть. Взамен предлагается компромиссный вариант: сохранить уровень пошлин на масла на уровне 66% от нефтяных пошлин вместо планируемого правительством их повышения до 100% c 2015 года. Как воспринимают такой шаг производители нефтяных масел?

Нефтяные масла относятся к темным нефтепродуктам в то же время, являясь продуктом переработки нефти с высокой добавленной стоимостью. Принадлежность к «темным» сказывается на уровне экспортной пошлины, которая с октября 2011 года была повышена до уровня в 66% от нефтяной. Ситуация усугубляется тем, что с 2015 года планировалось приравнять пошлину на темные нефтепродукты к пошлине на сырую нефть, что сделало бы экспорт масел нерентабельным.

В России крупные НПЗ выпускающие нефтяные масла принадлежат компаниям ОАО "Лукойл" (ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка", ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез". ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез"), ОАО "НК "Роснефть" (ООО "НЗМП", ОАО "АНХК", ООО "РН-Смазочные материалы"), ОАО "Газпромнефть" (ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-СМ").

Согласно данным исследования рынка нефтяных масел, проведенного компанией IndexBox, основной статьей российского экспорта являются нефтяные базовые масла, основное направление экспорта - страны Европы, где эта продукция используется в качестве сырья для получения масел более высокой категории. В то же время, в Россию ежегодно импортируется около 400 тыс. тонн "премиальных масел", которые российские НПЗ практически не выпускают.

Представители нефтяных компаний в целом видят ситуацию так: экспортная пошлина на нефтяные масла должна быть снижена до уровня 20%-40%, что позволит российским НПЗ провести модернизации и освоить производство масел 2 и 3 групп. Со временем эта мера позволит сильно потеснить зарубежных производителей нефтяных масел (ExxonMobile, BP, Shell и др.) и выйти на мировой рынок. Сохранение действующей пошлины в размере 66% от нефтяной не позволяет двигаться в этом направлении, тем самым сохраняется статус-КВО. Повышение с 2015 года экспортной пошлины на масле до 100% от нефтяной не позволит НПЗ провести модернизации, сделают производство и экспорт масел нерентабельными, отбросят возможности инновационного развития этого сектора нефтепереработки.

С точки зрения государства, в лице Минфина, прежде всего, тарифное регулирование нефтяной отрасли преследует две основных цели: наполнение бюджета и увеличение глубины нефтепереработки. Причем в последнее время все более явно проявляется именно фискальный интерес. Масла являются продуктом достаточно глубокой переработки нефти, в то время как тарифное регулирование приравнивает их фактически к мазуту. В тоже время, пообещав нефтяникам пересмотреть экспортную пошлину на масла в сторону сохранения на уровне 66% в 2015 году, Минфин пытается "отыграться" на повышении экспортной пошлины на дизельное топливо. В тоже время, никто не отменял запланированный рост НДПИ в 2014-2016 гг., автоматически повышающий себестоимость всех нефтепродуктов.

Одним из основных весомых критериев нефтепереработчиков в ответ на повышение экспортной пошлины до отметки в 100% является снижение объема нефтепереработки настолько, чтобы минимизировать излишки и экспорт. В результате снижения нефтепереработки «из-за темных нефтепродуктов» затрагиваются вся линейка нефтепродуктов, включая бензин и дизельное топливо, производство которых снижается, что чревато ростом цен. На это государство пока пойти не готово, что и наблюдается по уступкам и различным пересмотрам мер тарифного регулирования.


Рекомендации

Аналитический обзор мировой торговли на рынке готовых присадок к нефтепродуктам

20 000 руб.

Европейский союз: Рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Анализ и прогноз до 2020 года

89 900 руб.

Мировой рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в США. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в Китае. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок битумов. Маркетинговое исследование Рынок битумов. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок мазута. Маркетинговое исследование Рынок мазута. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок автомасел. Маркетинговое исследование Рынок автомасел. Маркетинговое исследование

39 900 руб.