Борьба за экспортные пошлины нефтяных масел

Нефть и нефтепродукты 29 мая 2014

рынок нефтяных маселМинфин отказал нефтяникам в просьбе снизить экспортные пошлины на базовые масла, сырье для производства моторных масел, до 20% от уровня пошлин на сырую нефть. Взамен предлагается компромиссный вариант: сохранить уровень пошлин на масла на уровне 66% от нефтяных пошлин вместо планируемого правительством их повышения до 100% c 2015 года. Как воспринимают такой шаг производители нефтяных масел?

Нефтяные масла относятся к темным нефтепродуктам в то же время, являясь продуктом переработки нефти с высокой добавленной стоимостью. Принадлежность к «темным» сказывается на уровне экспортной пошлины, которая с октября 2011 года была повышена до уровня в 66% от нефтяной. Ситуация усугубляется тем, что с 2015 года планировалось приравнять пошлину на темные нефтепродукты к пошлине на сырую нефть, что сделало бы экспорт масел нерентабельным.

В России крупные НПЗ выпускающие нефтяные масла принадлежат компаниям ОАО "Лукойл" (ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка", ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез". ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез"), ОАО "НК "Роснефть" (ООО "НЗМП", ОАО "АНХК", ООО "РН-Смазочные материалы"), ОАО "Газпромнефть" (ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-СМ").

Согласно данным исследования рынка нефтяных масел, проведенного компанией IndexBox, основной статьей российского экспорта являются нефтяные базовые масла, основное направление экспорта - страны Европы, где эта продукция используется в качестве сырья для получения масел более высокой категории. В то же время, в Россию ежегодно импортируется около 400 тыс. тонн "премиальных масел", которые российские НПЗ практически не выпускают.

Представители нефтяных компаний в целом видят ситуацию так: экспортная пошлина на нефтяные масла должна быть снижена до уровня 20%-40%, что позволит российским НПЗ провести модернизации и освоить производство масел 2 и 3 групп. Со временем эта мера позволит сильно потеснить зарубежных производителей нефтяных масел (ExxonMobile, BP, Shell и др.) и выйти на мировой рынок. Сохранение действующей пошлины в размере 66% от нефтяной не позволяет двигаться в этом направлении, тем самым сохраняется статус-КВО. Повышение с 2015 года экспортной пошлины на масле до 100% от нефтяной не позволит НПЗ провести модернизации, сделают производство и экспорт масел нерентабельными, отбросят возможности инновационного развития этого сектора нефтепереработки.

С точки зрения государства, в лице Минфина, прежде всего, тарифное регулирование нефтяной отрасли преследует две основных цели: наполнение бюджета и увеличение глубины нефтепереработки. Причем в последнее время все более явно проявляется именно фискальный интерес. Масла являются продуктом достаточно глубокой переработки нефти, в то время как тарифное регулирование приравнивает их фактически к мазуту. В тоже время, пообещав нефтяникам пересмотреть экспортную пошлину на масла в сторону сохранения на уровне 66% в 2015 году, Минфин пытается "отыграться" на повышении экспортной пошлины на дизельное топливо. В тоже время, никто не отменял запланированный рост НДПИ в 2014-2016 гг., автоматически повышающий себестоимость всех нефтепродуктов.

Одним из основных весомых критериев нефтепереработчиков в ответ на повышение экспортной пошлины до отметки в 100% является снижение объема нефтепереработки настолько, чтобы минимизировать излишки и экспорт. В результате снижения нефтепереработки «из-за темных нефтепродуктов» затрагиваются вся линейка нефтепродуктов, включая бензин и дизельное топливо, производство которых снижается, что чревато ростом цен. На это государство пока пойти не готово, что и наблюдается по уступкам и различным пересмотрам мер тарифного регулирования.