Рынок баранины в России: что мешает производству стремительно развиваться?

Мясо и мясопродукты 21 октября 2016

рынок баранины

Фото: © LiviuPaz / Bigstockphoto

Ускорить развитие отрасли не дает нехватка предприятий по производству и переработке баранины, наличие большого числа посредников в производственной цепочке и специфика русских кулинарных традиций.

По результатам анализа рынка баранины, в 2011-2015 гг. производство этого мяса в России росло со среднегодовым темпом в 2,1%, достигнув 204,5 тыс. т (Таблица 1). За эти пять лет отрицательные темпы роста в отрасли были зафиксированы лишь однажды - в 2013 году (минус 0,2%). Росту рынка способствовала поддержка государства в виде субсидий на увеличение маточного поголовья овец и развитие племенного дела, поясняют в Национальном Союзе овцеводов (НСО).

Рынок мяса баранины в России: динамика производства

Объем производства баранины в натуральном и стоимостном выражении

Так, в Кабардино-Балкарии субсидии на возмещение затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз в 2015-2016 гг. составили более 26 млн руб. В свою очередь, в Краснодарском крае в нынешнем году было выделено 2 млн руб. на субсидирование производства тонкой и полутонкой шерсти. Росту также способствует инвестиционная привлекательность отрасли: овцеводческий бизнес не требует гигантских капиталовложений, являясь при этом высокорентабельным.

Проблемы отрасли

Несмотря на позитивную динамику в развитии рынка баранины, целый ряд проблем не дает ей выйти на более высокие темпы роста. К их числу в НСО относят нехватку предприятий по переработке баранины, шерсти и овчин: овцеводческим фермам попросту некуда сбывать сырье, что делает невозможным налаживание производства в промышленных масштабах.

Разведением овец в России занимаются, в основном, мелкие фермерские хозяйства. Из-за того, что крупнейшие агропромышленные холдинги не верят в перспективность овцеводства, в отрасли нет предприятий полного цикла, занимающихся выращиванием и забоем овец, а также производством конечного мясного продукта. Поэтому фермеры передают выращенных овец другим членам производственной цепочки, которые осуществляют забой животных, а также изготавливают шерсть, кожу и мясные полуфабрикаты. Большое количество посредников в производственной цепочке приводит к высоким ценам на баранину в магазинах. Это, в свою очередь, снижает к ней интерес со стороны потребителей: всё чаще они отдают предпочтение более доступным по цене видам мяса (например, курице или свинине). Одновременно с этим, на положение овцеводов негативно сказывается отсутствие долгосрочных контрактов с мясоперерабатывающими предприятиями.

Динамичному росту отрасли препятствует и то, что в России развито, в первую очередь, шерстяное овцеводство. Традиции мясного овцеводства пока что слабо укоренены, хотя в последнее время была проведена колоссальная работа по популяризации отечественных мясных пород - романовской, мясной сарыаркинской грубошерстной светлошерстной, катумской овцы, мясного мериноса и др.

Если в натуральном выражении производство баранины в 2015 году выросло на 0,3% (до 204,5 тыс. т), то в стоимостном оно, наоборот, снизилось на 13% (до 38,2 млн руб.). Цены на баранину определяет спрос, отмечают в НСО: до тех пор, пока он будет оставаться ниже предложения, цены будут снижаться.

В структуре производства доминирует свежая баранина: в период с третьего квартала 2015 года по второй квартал 2016-го на долю замороженной продукции приходилось не более 4%. Небольшой рост производства в четвертом квартале 2015 года вызван сезонным фактором: традиционно в октябре-ноябре овцеводы стараются продать овец на убой, чтобы не кормить их в зимнее время. В свою очередь, из излишков продукции переработчики делают запасы мороженого мяса.

Рынок баранины в России в 2015, 2016: структура производства

Структура производства баранины по товарным категориям РФ

Крупных хозяйств-переработчиков сегодня в России нет, констатируют в НСО. Однако в последнее время в ряде российских регионов стали появляться предприятия по переработке баранины, в том числе в Дагестане (ООО «Бозторгай»), Калмыкии (ИП Иванова В.М.) и Ставропольском крае (ООО «Авангард», осуществляющее убой тушек и отправляющее их в Москву).

Во втором квартале 2016 года регионом-лидером по производству баранины был Северо-Кавказский федеральный округ (ФО), доля которого в общероссийском выпуске составила 65,7%; за ним следовали Центральный (19,1%) и Южный ФО (9,4%). В совокупности на эти округа во втором квартале пришлось 94,2% от выпуска баранины в РФ - почти столько же, сколько и в первом (91,8%).

География производства баранины в России

Структура производства баранины по федеральным округам РФ

Прогноз развития рынка маса баранины

Согласно прогнозу НСО, в ближайшие годы в производстве баранины все большую долю буду занимать не государственные колхозы с выборным руководством, а фермеры и частные овцеводческие предприятия, для которых овцеводство будет являться профильным бизнесом; при этом соотношение мелких и крупных хозяйств станет приблизительно равным. Поскольку отечественная баранина производится, в основном, из мяса мериносов и грубошерстных овец, ее тяжело вывести на мировые рынки: для наращивания экспорта необходима подпрограмма развития мясного овцеводства в России, заключают в НСО.

Содействовать развитию отрасли государство может через предоставление субсидий промышленным производителям баранины, полагают аналитики IndexBox. Сейчас в основном их получают племенные овцеводческие хозяйства, которые, как уже было отмечено выше, испытывают проблемы со сбытом продукции, из-за чего результативность господдержки невысока.

Поддержать мясное овцеводство можно также с помощью льготного кредитования и частичного возмещения капитальных затрат для тех компаний, которые станут вкладываться в создание производств полного цикла. Поможет отрасли и стимулирование потребительского спроса. Со стороны жителей регионов России с преобладающим мусульманским населением (около 14% от населения РФ) спрос на баранину стабильно высок. Однако русские кулинарные традиции не предполагают употребление баранины. Поэтому для повышения интереса со стороны покупателей производителям баранины нужна специальная маркетинговая кампания.

Источники:
Маркетинговое исследование. Рынок баранины
Исследование потребителей баранины. Покупательское поведение и предпочтения