Что не дает российской промышленности наращивать выпуск?

Нефть и нефтепродукты 6 декабря 2016

Фото: © grigvovan / Bigstockphoto

К негативным факторам производители относят слабый внутренний и внешний спрос, а также неопределенность перспектив в экономике.

Почти трети отечественных предприятий увеличивать выпуск мешает низкий экспортный спрос, следует из данных октябрьского опроса промышленности Института Гайдара. На конкурентоспособность российских производителей за рубежом негативно влияет укрепление рубля: если в январе средний курс доллара составлял 77,9 руб./долл., то в октябре – 62,6 руб./долл. (данные ЦБ РФ).

Однако у ревальвации есть и позитивный эффект: сдерживающее влияние фактора «заниженный курс рубля и удорожание импортного оборудования и сырья» вернулось к IV кварталу на докризисный уровень, подчеркивают эксперты Института Гайдара. О восстановлении импорта инвестиционных товаров говорит и статистика, констатируют аналитики IndexBox. Если в конце 2015 года на долю импорта приходилось 15% товарооборота автотранспортных средств, то по итогам третьего квартала 2016-го - уже более 30% (данные Института Гайдара). Схожая тенденция наблюдалась и в сегменте машин и оборудования: в первом квартале 2016 года доля импорта здесь составляла менее 30%, тогда как в третьем - уже более 40%.

Усиление рубля пока не сильно сказывается на позициях предприятий на российском рынке: негативное воздействие фактора «конкуренция с импортом» опустилось до 16-летнего минимума. Большую значимость для производителей имеет недостаточный внутренний спрос (этот фактор отметили 50% опрошенных), а также неясность перспектив экономической ситуации (33%): из-за того, что регулярные сообщения о достижении низшей точки кризиса не соответствовали действительности, этот фактор в начале года в качестве барьера упоминала половина респондентов.

Отказ чиновников от оптимистичной риторики пошел на пользу промышленности, констатируют эксперты Института Гайдара: разобравшись в специфике кризиса, предприятия сами ищут пути выхода из него. Однако преодолению кризиса могут помешать ресурсные ограничения промышленного роста – недостаток квалифицированных кадров (23%), нехватка оборотных средств и дефицит мощностей (9%), заключают организаторы опроса.

На смену спаду в российской промышленности пришла стагнация, констатируют аналитики IndexBox. Если за январь-октябрь 2015 года промпроизводство сократилось на 3,3%, то за первые десять месяцев 2016-го оно выросло на 0,3% (данные Росстата). Наиболее позитивная динамика была зафиксирована в секторах добычи, где темпы роста ускорились с 0,4% до 2,2%, и распределения (рост в 0,7% против 1-процентого спада). В сегменте же переработки спад продолжился, правда, его темпы замедлились с 5,3% до 0,9%.

Сектор добычи растет преимущественно за счет угольной отрасли, считают аналитики IndexBox. По темпам прироста за январь-октябрь добыча угля двукратно опередила добычу нефти (4,9% против 2,4%), при том что добыча газа и вовсе показала спад (минус 0,9%). Такая динамика связана не только со снижением мировых цен на уголь, благоволящим российским экспортерам, но и доминированием в отрасли частных собственников, которые инвестируют в рентабельные проекты, а не в скупку конкурентов и непрофильных активов.


Рекомендации

Аналитический обзор мировой торговли на рынке готовых присадок к нефтепродуктам

20 000 руб.

Европейский союз: Рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Анализ и прогноз до 2020 года

89 900 руб.

Мировой рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в США. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в Китае. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок битумов. Маркетинговое исследование Рынок битумов. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок мазута. Маркетинговое исследование Рынок мазута. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок автомасел. Маркетинговое исследование Рынок автомасел. Маркетинговое исследование

39 900 руб.