Что препятствует импортозамещению в ТЭК?

Оборудование для ТЭК 14 ноября 2016

Фото: © lagardie / Bigstockphoto

Наравне с девальвацией рубля, ключевым барьером на пути замещения импорта в нефтегазовом и энергетическом машиностроении является нестабильность в российской экономике, негативно влияющая на платежеспособность промышленных потребителей.

Замещению импорта в ТЭК мешает не столько конкуренция со стороны иностранных производителей, сколько макроэкономическая нестабильность - к такому выводу пришли эксперты Аналитического центра при Правительстве по итогам опроса представителей 38 компаний нефтегазового и энергетического машиностроения, кабельной промышленности и нефтегазохимии, который был проведен в июле-августе 2016 года. Наибольшее число опрошенных компаний имеют штат численностью от 1001 до 5000 человек (13) и выручку от 2 млрд до 10 млрд руб. (15). Половина компаний-респондентов в 2015 году увеличила прибыль, две трети - нарастили или не сократили продажи на внутреннем рынке, а пятая часть добилась прироста экспорта.

Изменилась ли по итогам года доля иностранных участников на российском рынке сбыта промышленной продукции Вашей отрасли?

Среди респондентов половина указали на сохранение в 2015 году прежней доли импорта на рынке, а чуть меньше трети - на её снижение. При этом если по итогам прошлого года лишь 2 компании отметили увеличение доли импорта, то в 2016 году его ожидали уже 5 участников опроса. Добиться наращивания своего присутствия на рынке большинство компаний считают возможным за счет модернизации оборудования и открытия новых производств (47%), а также повышения конкурентоспособности продукции (31%) и оптимизации корпоративных процессов (31%). К числу барьеров своего развития участники опроса отнесли кризис в российской экономике (50%) и неплатежи со стороны контрагентов (39%), а также девальвацию (33%), недостаток оборотных средств (33%) и сокращение спроса на выпускаемую продукцию (33%). В то же время, лишь четверть респондентов указали конкурентное давление иностранных компаний в качестве негативного для себя.

Большинство компаний, работающих в нефтегазовом машиностроении (79%), кабельной и электротехнической промышленности (91,7%) и энергетическом машиностроении (70%), отметили конкурентоспособность собственной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Результаты опроса подтверждают данные о производстве и экспорте, констатируют эксперты Аналитического центра при Правительстве. В 2015 году выпуск в нефтегазовом машиностроении вырос на 10,7%, в кабельной и электротехнической промышленности - на 14,7%, а в энергетическом машиностроении - на 5,2%. Экспорт в этих отраслях за прошедший год увеличился на 17,7%, 5,6% и 62,5% соответственно. Однако в среднем половина респондентов характеризует уровень собственного технологического развития как средний либо отсталый.

Доля компаний, характеризующих уровень собственного технологического развития как высокий, средний и отсталый

По мнению подавляющего большинства опрошенных компаний, для вывода на рынок продукта, который был бы конкурентоспособным на внутреннем и внешнем рынках, необходимо 5 лет. Добиться этого они рассчитывают, в первую очередь, за счет вложения инвестиций в разработку и последующий выпускновой продукции, тем более что две трети респондентов видят возможность реализовать потенциал импортозамещения.

Добиться увеличения присутствия отечественной продукции на российском рынке может помочь государственная поддержка, однако пока что ее эффективность остается невысокой, отмечают эксперты Аналитического центра при Правительстве. За прошедшие два года лишь 14 из 34 компаний получали господдержку. При том, что участникам отрасли нужна помощь в виде субсидирования процентной ставки по кредитам, отраслевых субсидий в рамках госпрограмм и субсидирования части затрат на НИОКР, за поддержкой в Фонд развития промышленности (ФРП) в 2014-2016 гг. обращались лишь 13 компаний. Остальные участники отрасли не стремятся взаимодействовать с ФРП из-за высоких административных барьеров. Поэтому у компаний сохраняется неуверенность в возможности достижения государством целей в области импортозамещения, заключают эксперты Аналитического центра при Правительстве.

Во второй половине 2016 года в России стали тормозиться процессы импортозамещения, констатировали эксперты Института Гайдара в ноябрьском Мониторинге экономической ситуации. Причиной тому стало укрепление рубля: если в январе 2016 года среднемесячный курс доллара составлял 76,3 руб./долл., то в сентябре - 64,3 руб./долл. Временные успехи импортозамещения, достигнутые в некоторых отраслях (к примеру, в автомобилестроении), закрепить не удалось из-за того, что они не были подкреплены преобразованиями, которые бы стали основой долгосрочного роста.

В нефтегазовой отрасли потенциал импортозамещения ограничен не только укреплением рубля, но и невозможностью найти альтернативу западным технологиям, полагают аналитики IndexBox. Пример тому - добыча нефти в Арктике: так, из-за санкций «Роснефть» лишилась буровой установки West Alpha, которую она арендовала у норвежской North Atlantic Drilling; в результате госкомпания была вынуждена свернуть работы на скважине «Университетская-1» в Карском море. В силу не только финансовых, но и технологических ограничений российским нефтяным компаниям в ближайшие годы будет сложно продолжать проекты на шельфе Арктики, подытоживают эксперты IndexBox.


* - При ответе на этот вопрос можно было выбрать несколько вариантов ответа.