Дальнейшее сжатие рынка коммунальной спецтехники

Автомобилестроение и комплектующие 26 марта 2014

спецтехника
Рынок спецтехники коммунального назначения по итогам 2013 года показал снижение на 12% в натуральном выражении. Преимущественно это было связано с остановкой на реконструкцию Тоснеского механического завода. На этом фоне из-за падения спроса значительно сократился и импорт. В текущем году ситуация остается напряженной. Что ждет отрасль, и какие меры лучше всего принять участникам рынка?

Спрос на российскую спецтехнику почти целиком зависит от муниципального заказа. В течение прошлого года финансовое состояние муниципалитетов в целом ухудшалось. По данным Министерства регионального развития, объем межбюджетных трансфертов (денег, передаваемых нижестоящим, прежде всего, муниципальным бюджетам для финансирования их расходных обязательств)по итогам 2013 г. снизился на 6,7% по отношению к показателю 2012 г. При этом в структуре трансфертов выросла доля дотаций (средств, передаваемых на безвозмездной основе без целевого назначения). 

В результате инвестиционные программы муниципалитетов были урезаны до предела. Финансирование обновления парка спецтехники осуществлялось по остаточному принципу и только в "богатых" городах и районах. Это же, наряду с введением утилизационных сборов, стало основной причиной огромного (на 62%) спада импорта, считают специалисты IndexBox. Отечественная спецтехника вновь приобретает привлекательность за счет низкой цены. Другой заметной тенденцией данного рынка остается активно развивающийся вторичный сегмент.

На этом фоне остановка производства в Ленобласти пришлась как нельзя кстати. За счет снижения выпуска коммунальных машин почти на 1000 единиц, основные российские производители (ОАО "Арзамасский завод коммунального машиностроения", ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" и др.) не почувствовали существенного спада. Однако по состоянию на март 2014 г., работа ТоМеза возобновлена, что, вероятно, вызовет обострение конкуренции в сегментах комбинированных и зимних дорожно-уборочных машин.

Что касается российского экспорта, то он, как и прежде, носит в основном эпизодический характер и направлен преимущественно в развивающиеся страны, по типу Сирии или Ирана, а также в государства бывшего СССР. В прошедшем году наиболее крупные поставки - в сумме порядка 44 единиц, осуществлялись в Афганистан. Почти весь оставшийся экспорт отправился в республики Средней Азии и Азербайджана. Ещё одной важной особенностью 2013 г. стало сосредоточение практически всех экспортных поставок в руках холдинга "КАМАЗ", который по давальческой схеме производит коммунальную спецтехнику на заводах Поволжья на базе собственных шасси.

С начала 2014 г. рынок продолжил падение. По свидетельству ряда участников, в январе - марте они работали "на склад". Существенных изменений в течении года не предвидится, а значит имевший место в прошлые годы весенний пик производства, возможно, сгладится. 

Позитивное влияние на рынок может оказать готовящейся законопроект об отмене обязательного софинансирования государственных субсидий. На наш взгляд, его принятие спровоцирует постепенный возврат к централизованным государственным закупкам спецтехники для нужд местного самоуправления.

Драйвер роста у рынка коммунальной спецтехники пока остается прежним - огромная потенциальная ёмкость и значительный износ имеющегося парка.