Рынок плавленного сыра в России: Год падения

Молочные продукты 5 августа 2016

рынок плавленного сыра

Фото: © R.Babakin / Bigstockphoto

Основным фактором развития рынка плавленого сыра в 2014-2015 гг. было продовольственное эмбарго, стимулировавшее рост национального производства. Однако, снижение производственных показателей в 2016 году отражает накопившиеся проблемы с сырьем и спросом на продукцию. Это следует из исследования рынка плавленного сыра.

Российские предприятия показывают устойчивую понижательную динамику производства плавленого сыра на протяжении последних 10 месяцев. Объем производства плавленых сыров в январе - июне 2016 года в натуральном выражении сократился на 2% г/г. Совокупный прирост производства за 2015 год составил 3% г/г, однако, как видно из рисунка 2, рост пришелся на месяцы с января по август. Всю осень, зиму и весну выпуск снижался к предыдущему году.

Сокращение объемов производства плавленых сыров вызвано ростом себестоимости в сочетании с падением спроса со стороны населения: реальные доходы за 2015 год сократились на 4% г/г, произошел переход к сберегающей модели потребления. За первое полугодие 2016 г. их спад составил 4,5%. Вместе с тем, в ОАО «РЯЗАНСКИЙ ЗАВОД ПЛАВЛЕНЫХ СЫРОВ» и ООО «ВАЛИО» заявили, что не ожидают по итогам текущего года сокращения продаж своей продукции. В ООО «ХОХЛАНД РУССЛАНД» воздержались от комментариев.

В компании Valio нам сообщили, что от еще серьезного провала рынок спасает в основном сила привычки. Потребитель, полюбивший определенную продукцию, далеко не сразу и неохотно готов от нее отказаться, а рост розничной цены не всегда имеет следствие в форме немедленного сокращения продаж. В наибольшей степени в последние 2,5 года пострадал сегмент импорта. Например, после введения эмбарго 25% покупателей финской «Виолы» отказались от потребления плавленого сыра вообще. Только сейчас, после запуска производства в пос. Ершово, они постепенно возвращаются на рынок.

Динамика производства плавленого сыра

Динамика производства плавленого сыра в РФ

По данным представителя компании ООО «РОСТАГРОКОМПЛЕКС», в 2014 - 2015 гг. себестоимость производства плавленого сыра всех ценовых категорий значительно возросла: необходимое сырье, в первую очередь сухое молоко и сливочное масло, ранее ввозившееся из-за рубежа, либо попало под эмбарго, либо значительно подорожало. Российские производители сырья до сих пор не справляются с объемом заказов и не всегда в состоянии обеспечить достаточное качество продукции. Как следствие, средние отпускные цены плавленых сыров за 2014 г. выросли на 32%, за 2015 г. - еще почти на 30%. Это постепенно привело к спаду продаж. В настоящий момент цены значительно замедлили свой рост. По итогам января - июня 2016 г. динамика производства плавленого сыра в стоимостном выражении уже практически не отличалась от динамики производства в натуральном выражении, имея при этом менее выраженное падение (-2% и -5% г/г, соответственно).

Объем производства плавленого сыра

Объем производства плавленого сыра в 2010 – июне 2016 гг

В числе важнейших предприятий отрасли можно выделить: ЗАО «ЯНТАРЬ» из Воронежской области, ОАО «КАРАТ» из Москвы, ООО «ХОХЛАНД РУССЛАНД» из Московской области, ОАО «РЯЗАНСКИЙ ЗАВОД ПЛАВЛЕНЫХ СЫРОВ», ООО «ЛАКТАЛИС ИСТРА» и ООО «РОСТАГРОКОМПЛЕКС» (бренд Ростагроэкспорт) из Московской области, а также ООО «ВАЛИО», зарегистрированное в Санкт-Петербурге.

Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Центральный федеральный округ: во 2 кв. 2016 года там было произведено 18 тыс. т плавленого сыра, что составляет 77% от совокупного объема. На втором месте с долей 6,5% находится Уральский федеральный округ. На долю остальных территорий приходится еще меньший объем производства. Стабильное распределение долей в совокупном объеме производства показывает равномерное внутригодовое использование мощностей во всех федеральных округах.

Рынок плавленого сыра: география отечественного производства

Структура производства плавленого сыра по федеральным округам

В мае 2016 г. стало известно о предполагаемом продлении режима контрсанкций до декабря 2017 года. Таким образом, на рынке сохраняются предпосылки для определенного роста сбыта российских предприятий. С учетом локализации Valio весьма вероятно, что импорт уже никогда не вернется к прежнему уровню.

Действительность последних месяцев, напротив свидетельствует о том, что на рынке плавленого сыра введение эмбарго вместо импортозамещения привело к спаду производства. По мнению специалистов IndexBox, в среднесрочной перспективе у продукта есть неплохой потенциал. Он связан с совершенствованием технологий, дальнейшим ростом потребительских стандартов и модернизацией образа жизни.

Источники:
Маркетинговое исследование. Рынок плавленого сыра
Исследование потребителей плавленого сыра. Выборка из online панели