Рынок резинотехнических изделий в России: все надежды на оборонку.

Резиновые изделия 25 декабря 2013

рынок рти, рынок резинотехнических изделий

По итогам 2013 года, в связи с завершением крупных проектов по строительству спортивных площадок и сооружений, ожидается падение объема российского рынка РТИ на 3%. С другой стороны, всё большее количество РТИ требуется российскому ВПК для удовлетворения потребностей российской армии в военной технике. Как эти факторы повлияют на падающее российское производство, и справятся ли отечественные производители с обострившейся конкуренцией?

Рынок РТИ* в 2011-2012 годах показывал умеренные темпы роста в 105-106%. За последние годы на рынке произошло увеличение импортных поставок, причем, если в 2011 году темп прироста импорта составлял 13%, то в 2012-м этот показатель увеличился вдвоё - до 26%. Это было связано с увеличением спроса со стороны потребляющих отраслей на фоне падающего внутреннего производства: доля иностранной продукции на рынке выросла с 48,7% в 2010 году до 62,4% в 2012. По итогам 2013 года на рынке ожидается спад на 3% из-за завершения в текущем году крупных проектов по строительству спортивных площадок и сооружений. Падение продолжится и в 2014 году, после чего может наступить период стагнации. 

Отечественное производство РТИ уже несколько лет находится в состоянии спада - в 2012 году оно сократилось на 12% и продолжает падать в текущем году (по итогам 2013 года ожидается падение на 6%). Основной причиной сокращения объёмов производства на фоне роста рынка крупнейшие его участники считают ценовую конкуренцию со стороны дешёвого китайского импорта, который вытесняет нашу продукцию с рынка. 

Тихой гаванью для российских производителей РТИ, по словам представителя завода ОАО «Синтез-Кировец», являются поставки резинотехнических изделий производителям военной техники, которые отдают предпочтение продукции отечественного производства. Оборонный заказ в настоящее время значительно увеличен в связи с планами перевооружения ВС РФ. Так, до 2020 года ВВС России должны получить порядка 1000 вертолётов и 600 самолетов, в сухопутные войска отправятся более 4-х тысяч танков и самоходных орудий, а также 17 тыс. единиц автомобильной военной техники. Не обделён вниманием и военно-морской флот: до 2020 года на вооружение ВМФ России поступит 28 подводных лодок и 50 надводных боевых кораблей. 

Таким образом, активный рост производства военной техники поддержит спрос на отечественные РТИ в ближайшие годы. Не стоит забывать и о таких крупных потребителях РТИ российского производства, как ОАО «Автоваз» (для него РТИ поставляет крупнейший производитель ОАО «БРТ»), ОАО «Камаз» (покупает продукцию ЗАО «КВАРТ») и ОАО «РЖД».

По данным исследования IndexBox, всего в России существует около 20 крупных производителей РТИ, причём совокупная рыночная доля пятёрки крупнейших заводов в 2012 году составила чуть менее 30% рынка. Несмотря на экспансию иностранных компаний, список лидеров рынка продолжает возглавлять российский ОАО «БРТ». Интеграционные процессы на рынке проявились в текущем году во вхождении ОАО «Курскрезинотехника» в Rubex Group -теперь она работает в одной компании с ОАО «Саранский завод «Резинотехника».
Нетипичная ситуация сложилась с российским экспортом РТИ - его объём увеличился в 2012 году по отношению к 2011 году на 28,7% и это, напомним, на фоне снижения российского производства на 12%. Такое положение вещей, по словам участников рынка, объясняется выгодными условиями торговли резинотехническими изделиями между Россией, Беларусью и Казахстаном - именно в страны Таможенного союза уходит большая часть экспорта российских изделий. Объемы экспортных поставок будут увеличиваться и в дальнейшем, несмотря на проблемы с российским производством.

Как и представители многих других отраслей российской промышленности, находящихся в настоящее время в состоянии спада, производители РТИ считают, что изменить ситуацию к лучшему может только применение государством заградительных пошлин для импорта. Увеличение спроса на отечественные РТИ со стороны ВПК и растущий экспорт в страны Таможенного союза лишь замедлят, но не устранят общий спад в отрасли.

 


*Рынок РТИ рассматривается по двум категориям: «Пластины, листы, полоса, ленты» и «Стержни (прутки) и изделия профильные из непористой резины».

Структура рынка РТИ по происхождению

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок резины (резинотехнических изделий).


Рекомендации

Аналитический обзор мировой торговли на рынке синтетических волокнистых жгутов и штапельного волокна

20 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке шин для легковых автомобилей

20 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке шин для мотоциклов или велосипедов

20 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке шин для автобусов или грузовых автомобилей

20 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке транспортных шин

20 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке невулканизированной резины

20 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке труб из вулканизированного каучука

20 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке конвеерных и транспортерных лент и приводных ремней

20 000 руб.

Европейский союз: Рынок синтетических волокнистых жгутов и штапельного волокна. Анализ и прогноз до 2020 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок шин для легковых автомобилей. Анализ и прогноз до 2020 года

89 900 руб.