Рынок резинотехнических изделий в России: все надежды на оборонку.

Резиновые изделия 24 декабря 2013
Автор статьи: IndexBox

рынок рти, рынок резинотехнических изделий

По итогам 2013 года, в связи с завершением крупных проектов по строительству спортивных площадок и сооружений, ожидается падение объема российского рынка РТИ на 3%. С другой стороны, всё большее количество РТИ требуется российскому ВПК для удовлетворения потребностей российской армии в военной технике. Как эти факторы повлияют на падающее российское производство, и справятся ли отечественные производители с обострившейся конкуренцией?

Рынок РТИ* в 2011-2012 годах показывал умеренные темпы роста в 105-106%. За последние годы на рынке произошло увеличение импортных поставок, причем, если в 2011 году темп прироста импорта составлял 13%, то в 2012-м этот показатель увеличился вдвоё - до 26%. Это было связано с увеличением спроса со стороны потребляющих отраслей на фоне падающего внутреннего производства: доля иностранной продукции на рынке выросла с 48,7% в 2010 году до 62,4% в 2012. По итогам 2013 года на рынке ожидается спад на 3% из-за завершения в текущем году крупных проектов по строительству спортивных площадок и сооружений. Падение продолжится и в 2014 году, после чего может наступить период стагнации. 

Отечественное производство РТИ уже несколько лет находится в состоянии спада - в 2012 году оно сократилось на 12% и продолжает падать в текущем году (по итогам 2013 года ожидается падение на 6%). Основной причиной сокращения объёмов производства на фоне роста рынка крупнейшие его участники считают ценовую конкуренцию со стороны дешёвого китайского импорта, который вытесняет нашу продукцию с рынка. 

Тихой гаванью для российских производителей РТИ, по словам представителя завода ОАО «Синтез-Кировец», являются поставки резинотехнических изделий производителям военной техники, которые отдают предпочтение продукции отечественного производства. Оборонный заказ в настоящее время значительно увеличен в связи с планами перевооружения ВС РФ. Так, до 2020 года ВВС России должны получить порядка 1000 вертолётов и 600 самолетов, в сухопутные войска отправятся более 4-х тысяч танков и самоходных орудий, а также 17 тыс. единиц автомобильной военной техники. Не обделён вниманием и военно-морской флот: до 2020 года на вооружение ВМФ России поступит 28 подводных лодок и 50 надводных боевых кораблей. 

Таким образом, активный рост производства военной техники поддержит спрос на отечественные РТИ в ближайшие годы. Не стоит забывать и о таких крупных потребителях РТИ российского производства, как ОАО «Автоваз» (для него РТИ поставляет крупнейший производитель ОАО «БРТ»), ОАО «Камаз» (покупает продукцию ЗАО «КВАРТ») и ОАО «РЖД».

По данным исследования Индексбокс, всего в России существует около 20 крупных производителей РТИ, причём совокупная рыночная доля пятёрки крупнейших заводов в 2012 году составила чуть менее 30% рынка. Несмотря на экспансию иностранных компаний, список лидеров рынка продолжает возглавлять российский ОАО «БРТ». Интеграционные процессы на рынке проявились в текущем году во вхождении ОАО «Курскрезинотехника» в Rubex Group -теперь она работает в одной компании с ОАО «Саранский завод «Резинотехника».
Нетипичная ситуация сложилась с российским экспортом РТИ - его объём увеличился в 2012 году по отношению к 2011 году на 28,7% и это, напомним, на фоне снижения российского производства на 12%. Такое положение вещей, по словам участников рынка, объясняется выгодными условиями торговли резинотехническими изделиями между Россией, Беларусью и Казахстаном - именно в страны Таможенного союза уходит большая часть экспорта российских изделий. Объемы экспортных поставок будут увеличиваться и в дальнейшем, несмотря на проблемы с российским производством.

Как и представители многих других отраслей российской промышленности, находящихся в настоящее время в состоянии спада, производители РТИ считают, что изменить ситуацию к лучшему может только применение государством заградительных пошлин для импорта. Увеличение спроса на отечественные РТИ со стороны ВПК и растущий экспорт в страны Таможенного союза лишь замедлят, но не устранят общий спад в отрасли.

 


*Рынок РТИ рассматривается по двум категориям: «Пластины, листы, полоса, ленты» и «Стержни (прутки) и изделия профильные из непористой резины».

Структура рынка РТИ по происхождению

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок резины (резинотехнических изделий).


Рекомендации

Европейский союз: Рынок синтетических волокнистых жгутов и штапельного волокна. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок шин для легковых автомобилей. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок шин для мотоциклов или велосипедов. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок шин для автобусов или грузовых автомобилей. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок шин для транспорта в отраслях сельского хозяйства, лесного хозяйства, строительства и промышленности. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок невулканизированной резины. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок труб, трубок и шлангов из вулканизированного каучука. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок конвеерных и транспортерных лент и приводных ремней. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке синтетических волокнистых жгутов и штапельного волокна - Итоги 2023

74 900 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке шин для легковых автомобилей - Итоги 2023

74 900 руб.