Глобальный рынок фанеры: Индонезия наращивает экспорт, тогда как поставки из Китая и Малайзии снижаются

Изоляция и утеплители 12 сентября 2016

Фото: © bfoxfoto / Bigstockphoto

Росту зарубежных поставок индонезийской фанеры способствует снижение административных барьеров со стороны развитых стран, а также ее более высокое качество в сравнении с китайской продукцией.

Ключевым для глобального рынка фанеры регионом является Азия, где, как и в мире в целом, определяющую роль играет Китай. Замедление темпов роста китайской экономики, произошедшее в 2014 году и приведшее к замедлению роста внутреннего спроса, заставило китайских производителей нарастить экспорт. Однако в 2015 году КНР не удалось избежать первого за 5 лет снижения экспорта фанеры, объем которого в натуральном выражении составил 10,8 млн. куб. м (оценка IndexBox). Одной из причин тому послужило внедрение ограничительных пошлин со стороны крупных стран-потребителей, в частности, США и ЕС.

Экспорт фанеры в натуральном выражении

Стоит отметить, что на мировом рынке китайские производители занимают нишу низкокачественных сортов фанеры, поскольку для ее выпуска они используют смолы с высоким содержанием эмиссии формальдегида. Китайская продукция также отличается нестабильным качеством, однако за счет дешевизны она является широко востребованной. Обеспечить низкие цены китайским производителям удается за счет дешевизны рабочей силы и сырья. В то же время, нарастающий дефицит сырья делает их более зависимыми от его импортных поставок, что, вкупе с удорожанием рабочей силы, приводит к повышению стоимости конечного продукта. Как результат, китайская фанера постепенно теряет свое главное преимущество перед конкурентами.

Одним из таких конкурентов является Малайзия, специализирующаяся на выпуске экспортоориентированной продукции из тропической древесины. В 2015 году в ценовом отношении она смотрелась наиболее выгодно среди всех азиатских стран-поставщиков фанеры, в том числе Китая, продукция которого была выше по цене и ниже по качеству. Это, впрочем, не предотвратило в прошлом году падения малазийского экспорта, который сокращается уже несколько лет подряд. Причина тому - снижение закупок тропической фанеры в Европе, где потребители отдают все большее предпочтение другим видам лиственной фанеры. Впрочем, 15-процентное сокращение экспорта не привело к снижению производства в Малайзии: частичная потеря зарубежных рынков была компенсирована приростом спроса внутри страны.

Цены на фанеру стран-экспортеров

Еще одним конкурентом Китая на мировом рынке фанеры является Индонезия, которая в прошлом году нарастила экспорт на 5%, до 2,6 млн. куб. м (оценка IndexBox). Среди основных потребителей индонезийской фанеры - Япония, которая, в отличие от Южной Кореи и США, нарастивших в прошлом году ее импорт на 30% и 29% соответственно, снизила ее закупки на 18% из-за снижения потребления всех типов фанеры внутри страны.

Индонезийский экспорт фанеры в разрезе стран в натуральном выражении

В 2016-2017 гг. Индонезия, скорее всего, продолжит наращивать экспортные поставки фанеры, причем не столько за счет ее более высокого качества в сравнении с продукцией из Китая, сколько благодаря ликвидации административных барьеров на ее импорт со стороны развитых стран. Так, минувшим летом Европейский Союз признал право индонезийского правительства выдавать местным производителям лицензии на экспорт древесины в ЕС - им оно сможет пользоваться уже с 15 ноября. Расширению экспорта будет способствовать и планируемое официальной Джакартой снижение корпоративных налогов на 5 п.п., до 20%. Как следствие, темпы прироста выпуска фанеры в Индонезии в среднесрочной перспективе будут возрастать.

Report: World: Plywood - Market Report. Analysis and Forecast to 2020