Как Татарстан может помочь республиканским нефтехимикам?

Нефть и нефтепродукты 21 сентября 2016

Фото: © cobalt88 / Bigstockphoto

Работающим в республике нефтехимическим компаниям нужны не прямые субсидии, а улучшение инвестклимата.

На сегодняшний день ключевым для российской нефтехимии регионом является Татарстан. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что за 2001-2012 гг. доля предприятий республики в общероссийском приросте мощностей по выпуску пластиков и каучуков составила около 80% (оценка правительства Татарстана). В самом Татарстане ключевым игроком отрасли является группа ТАИФ, на которую приходится 96% химии, нефтехимии и нефтегазопереработки республики (оценка «Ведомостей»). Кризисный 2015 год ТАИФ закончил с высокими финансовым показателями: выручка увеличилась на 11,7%, до 524 млрд руб., а прибыль - в 2,4 раза, до 110 млрд руб. Однако, как полагают эксперты IndexBox, группа все же нуждается в поддержке, правда, не в форме субсидий, а в виде улучшения инвестиционного климата.

Надо сказать, что Татарстану удалось добиться в этом направлении неплохих результатов. Подтверждение тому - лидерство республики в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов РФ, который с 2014 года публикуется на основе опросов с предпринимателями, проводимых Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой (ТПП), а также «Деловой Россией» и «Опорой России». Хороший бизнес-климат стал одним из залогов того, что республика занимает пятое место в России по объему валового регионального продукта, третье - по объему сельхозпроизводства, пятое - по объему промышленного производства и инвестиций в основной капитал, шестое - по строительству и восьмое - по вводу жилья и обороту розничной торговли (данные PwC за 2014 год).

Однако и здесь Татарстану есть над чем работать. На это косвенно указывают результаты исследования легкости ведения бизнеса в 30 городах России, которое в 2012 году было проведено Всемирным банком (МБРР). По его итогам Казань заняла 5 место, пропустив вперед Ульяновск, Саранск, Владикавказ и Ростов-на-Дону. Эксперты МБРР высокого оценили простоту регистрации предприятий и собственности в столице республики (по этим показателям Казань заняла высокое 4 место), однако, по их мнению, в облегчении нуждаются правила получения разрешений на строительство (14 место) и подключения системе электроснабжения (17 место). При анализе этих показателей необходимо учитывать, что в том же 2012 году в рейтинге Doing Business Россия заняла лишь 120 место из 183, при этом страна оказалась аутсайдерам как раз по таким критериям, как получение разрешений на строительство (178 место) и подключение к системе электроснабжения (183 место). Поэтому даже если бы Казань заняла первую строчку среди 30 российских городов, ей бы все равно было куда расти.

Еще одна проблема Татарстана заключается в том, что благоприятные условия доступны преимущественно для тех компаний, которые работают на территории особых экономических зон («Алабуга», «Иннополис») и индустриальных парков («Челны», «Тюлячи», «Чистополь»). Их участникам предоставляются налоговые преференции. Так, резиденты «Алабуги» делают отчисления на социальное страхование по более низким, нежели в остальной России, ставкам (14% против 34%), при этом они освобождены от налога на прибыль в течение 5 лет после ее первого получения, а также от земельного и транспортного налогов и налога на имущества в течение 10 лет после появления налоговой базы.

С одной стороны, это стимулирует создание новых рабочих мест. Недавние тому примеры - завод по производству легковых двигателей марки Ford Sollers, открытый в «Алабуге» в сентябре 2015 года, а также предприятие по производству композитных труб, которое сейчас возводится на территории ОЭЗ усилиями AMIANTIT International Holding из Саудовской Аравии. Вместе с тем, использование кластерного принципа снижает стимулы для улучшения инвестклимата на всей территории республики и не приводит к существенному расширению ее налоговой базы. С этим отчасти связана несбалансированность республиканского бюджета: если в 2013 году его дефицит составлял 307,5 млн руб., то в 2015-м - уже 10,8 млрд руб.

Поэтому, как полагают эксперты IndexBox, в будущем республике будет необходимо выстроить такую модель экономического роста, в которой бы частичный отказ от использования налоговых льгот компенсировался отсутствием административных барьеров для бизнеса и высокой доступностью инфраструктуры. От этого выиграют компании, работающие за пределами особых экономических зон, в том числе «Нижнекамскнефтехим».


Рекомендации

Аналитический обзор мировой торговли на рынке готовых присадок к нефтепродуктам

20 000 руб.

Европейский союз: Рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Анализ и прогноз до 2020 года

89 900 руб.

Мировой рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в США. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в Китае. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок битумов. Маркетинговое исследование Рынок битумов. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок мазута. Маркетинговое исследование Рынок мазута. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок автомасел. Маркетинговое исследование Рынок автомасел. Маркетинговое исследование

39 900 руб.