Как украинский кризис и падение рубля помогут российским производителям керамической плитки

Сантехника и керамика 27 марта 2014

производство керамической плитки

На российском рынке керамической плитки, около трети спроса обеспечивается импортной продукцией. При этом основной импортер плитки в Россию - Украина. Как колебания курса валют отразятся на структуре импортных поставок? Что ждет рынок в связи с политическим кризисом в российско-украинских отношениях? Вот какие вопросы сегодня волнуют участников рынка.

В январе курс евро к рублю превысил исторический максимум в 46,84 руб./евро, установленный Банком России 5 апреля 2009 года, и далее продолжал расти, вскоре миновав психологическую отметку в 50 руб. за евро. 18 марта, в связи с вхождением Крыма в состав РФ, курс начал укрепляться, но восстановление рубля на уровень декабря 2013 года вряд ли последует в обозримом будущем. За таким прогнозом стоят не только нефтяные интересы правительства, но и замедление экономического роста в стране: в декабре 2013 года торговый баланс сократился до 1,5% от ВВП, что является минимальным значением с 2008-2009 годов. Такая динамика курса валют обязательно оставит свой след на предложении продукции европейского производства в России. Структурные изменения ждут многие рынки, где значительная доля потребления обеспечивается импортом. По мнению экспертовспециалистов IndexBox, на рынке керамической плитки такие изменения уже назрели.

Здесь беспокойство овладевает не только российскими компаниями-импортерами, вынужденными платить все больше и больше, но и европейскими производителями: в условиях столь резко растущей себестоимости керамической плитки западноевропейского производства, коммерческие операции с ней вскоре могут стать просто нерентабельными. Вот как ситуацию комментирует Владимир Зверев, коммерческий директор ЗАО "Керамогранитный завод" (бренд ITALON): "Курс Евро всех нервирует. Испанцам дальше уже некуда падать". По его словам, если испанские компании - основные поставщики керамической плитки из Западной Европы - не пойдут на дальнейшее снижение цен, перераспределение в структуре импорта обязательно произойдет: другие иностранные производители могут оказаться более гибкими, что позволит им побороться за долю испанцев на российском рынке. 

Впрочем, какое бы решение не приняли испанцы, их доля уже сокращается. Проведенное IndexBox в январе 2014 года исследование российского рынка керамической плитки и керамогранита показало, что в 2013 году на территорию РФ было импортировано на 8% меньше испанской продукции, чем в 2012 году. Объем импорта из Италии - поставщика самой дорогой керамической плитки - упал на 11%. Такие цифры свидетельствуют о том, что еще до обусловленного падением рубля роста цен на западноевропейскую продукцию, ее доля в импорте начала сокращаться в связи с замедлением роста покупательной способности населения, которое стало следствием торможения российской экономики. 

В 2013 году значительно замедлились темпы прироста потребительского спроса, розничный товарооборот вырос на 3,9%, рынок платных услуг - на 2,1% (против 6,6% и 3,5% в 2012 г., соответственно). На макроэкономическом уровне можно выделить 4 причины торможения роста спроса в 2013 году:

  • Замедление темпов роста реальных зарплат до 105,0%.
  • Замедление темпов роста реальных доходов населения до 103,3%.
  • Замедление темпов роста потребительского кредитования, связанное с возросшей задолженностью домохозяйств перед банками, а так же с возросшей склонностью к сбережению, проявившейся в последнем квартале на фоне роста ставок по депозитам при сохранении темпов прироста инфляции на уровне предыдущего года - 6,5%. 
  • Нарастание напряженности на рынке труда. С июня 2013 г. возобновился рост безработицы. По итогам года безработица составила 5,5% от общей численности экономически активного населения при показателе 5,1% годом ранее.

Рост склонности к сбережению всегда отражается в первую очередь на спросе на товары сегмента "премиум", а именно к этому сегменту принадлежит импортная западноевропейская плитка.

И даже несмотря на то, что совокупный объем импорта керамической плитки и керамогранита на территорию РФ в 2013 году не сократился (за счет недорогой продукции китайского, украинского и белорусского производства), и вырос на 3%, очевидно, что имеет место устойчивая тенденция к импортозамещению: стоит только вспомнить, что в 2011 и 2012 годах импорт керамической плитки на территорию РФ возрастал на 42% и 23% соответственно. И это при том, что в натуральном выражении рынок вырос на 14% в 2011 году и на 16% - в 2012 году.

В результате складывается картина благоприятная для российских производителей: падение рубля помогает им в борьбе за потребителей сегмента “премиум”, украинский кризис может стать хорошим подспорьем в борьбе за потребителей сегмента “эконом”.