Как восстановить экономический рост в России?

Инвестиции 5 октября 2016

экономический рост

Фото: © weerapat / Bigstockphoto

Чтобы преодолеть стагнацию, правительству нужно отказаться от удержания «командных высот» в экономике.

В сентябре Министерство экономического развития (МЭР) представило уточненные сценарии развития российской экономики. Согласно их базовому варианту, в 2017-2019 гг. средние темпы прироста ВВП составят 1,6%. Этот прогноз близок к расчетам МВФ, согласно которым в 2017-2019 гг. российский ВВП будет расти со средним темпом в 1,2% ВВП.

Сдержанные прогнозы сюрпризом не стали. Российская экономика второй год подряд пребывает в рецессии: в 2015 году снижение ВВП в годовом выражении составило 3,7%, а в первом полугодии 2016-го - 0,9% (данные Росстата). И даже если по итогам нынешнего года спад ВВП выйдет в ноль, экономика все равно не вернется к темпам роста, характерным не только для 2004-2008 гг. (тогда ВВП рос со среднегодовым темпом в 7,1%), но и для 2010-2014 гг. (2,8%). Причина тому - исчерпание драйверов роста, которыми в первой половине 2000-х гг. являлись заполнение пустовавших ранее производственных мощностей и ослабление налогового бремени на бизнес, а во второй половине 2000-х и начале 2010-х - повышение доступности зарубежных займов для корпоративных заемщиков.

Как полагают аналитики IndexBox, восстановить рост можно только за счет кардинальной смены вектора экономической политики, который в последние десять лет был направлен в сторону национализации. Со времен сделки «Роснефти» по приобретению «Юганскнефтегаза» не было ни единого года, когда бы государство или приближенные к государству компании не скупали частные активы. За прошедшие десять лет под каток национализации попали банки («Гута-банк», «Глобэкс», «Связьбанк»), а также нефтяные («Юкос», «Сибнефть» ТНК-ВР, «Башнефть»), девелоперские («Система-Галс») и металлургические компании («ВСПО-Ависма»). Как результат, в 2005-2015 гг. доля госсектора в ВВП выросла с 35% до 70% (подсчеты ФАС).

В силу того, что топ-менеджеры государственных банков и компаний имеют доступ к поддержке правительства, их инвестиционные решения зачастую носят неоправданный характер. Примеры тому - заброшенные трубопроводы «Южный поток» и «Турецкий поток», мост на слабо заселенный остров Русский или инфраструктурные объекты в Сочи, оказавшиеся низко востребованными после завершения зимних Игр-2014. Именно поэтому государственные расходы на экономику, за 2007-2015 гг. выросшие с 730 млрд до 2,9 трлн руб., не могут стимулировать экономический рост. Возобновить его можно только за счет масштабной приватизации, которая позволит вновь снизить долю госсектора в ВВП до 35%.

Правительству также стоит отказаться от повышения налогов, невыгодного бизнесу. В 2010 году совокупная ставка социальных отчислений была повышена с 26 до 34%. Впоследствии она была снижена до 30%, однако сегодня правительство обсуждает отказ от плоской шкалы НДФЛ и повышение НДС с 18 до 20%. Растет налоговая нагрузка и на нефтяную отрасль: в ноябре прошлого года Госдума сохранила таможенную пошлину на нефть на уровне в 42%, хотя ранее планировалось ее сократить до 36% в рамках налогового маневра, предполагающего повышение НДПИ и снижение таможенных пошлин. Эта мера может ускорить спад нефтедобычи среди западносибирских дочек нефтяных мейджоров: по итогам прошлого года РН-Юганскнефтегаз» сократил добычу на 3,2%, Лукойл-Западная Сибирь» - на 6,1%, а «Газпронефть-Ноябрьскнефтегаз» - на 1%.

Как полагают эксперты IndexBox, для восстановления роста также необходимо отменить продовольственное эмбарго, которое привело к двузначному росту цен на ряд продовольственных товаров и снижению покупательской способности населения. По подсчетам Аналитического центра при правительстве, в 2015 году цены выросли как на те товары, что попали под «контрсанкции» (сливочное масло подорожало на 11%, сухое молоко - на 20%, говядина - на 16%, мороженая рыба - на 24%, яблоки - на 14%), так и на те, что под них не попали (хлеб вырос в цене на 13,2%, макаронные изделия - на 19,5%, подсолнечное масло - на 37,2%, сахар-песок - на 12,9%).

Восстановить устойчивый рост будет сложно без возвращения российских компаний на международный рынок капитала, для чего необходима разрядка в отношениях с США и ЕС. Однако эта мера, как, впрочем, и все другие - предмет политического выбора.