Какие нефтегазовые компании России экологически наиболее ответственны?

Нефть и нефтепродукты 12 декабря 2016

Фото: © Yastremska / Bigstockphoto

В лидерах отрасли - «Сахалин Энерджи», «Газпром» и «Сургутнефтегаз».

Среди отечественных нефтяных мейджоров наиболее бережно к окружающей среде относятся «Сахалин Энерджи», «Газпром» и «Сургутнефтегаз» - таковы итоги рейтинга экологической ответственности нефтегазовых компании России, представленные в Москве в минувшую пятницу.

Будучи совместным проектом группы CREON Energy и Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, рейтинг проводится уже третий год подряд. В его подготовке также участвуют Национальное рейтинговое агентство и Программа развития ООН (ПРООН). Цель организаторов и партнеров рейтинга - заставить компании включить природоохранную деятельность в число своих приоритетов.

Критерии рейтинга сгруппированы в три раздела, оценивающих качество экологического менеджмента (1), уровень воздействия на окружающую среду (2) и степень открытости соответствующей информации (3). Основой для расчета рейтинга служат значения в диапазоне от 0 до 2, присвоенные компаниям для каждого из критериев этих разделов. Из полученных значений выводится три средние арифметические, которые затем также осредняются.

Организаторы рейтинга в диалоге с нефтяными компаниями ежегодно работают над усовершенствованием его методологии, и 2016 год не стал исключением. Критерий, учитывающий динамику выбросов в атмосферу парниковых газов, стал количественным и был, таким образом, переведен из раздела 1 («Экологический менеджмент») в раздел 2 («Воздействие на окружающую среду»). В свою очередь, критерий, предписывающий компаниям иметь программы по сохранению биоразнообразия в регионах своего присутствия, теперь стал учитываться при подведении сводных итогов рейтинга - ранее он использовался лишь в тестовом режиме.

Также был расширен критерий, оценивающий степень информирования компаниями общественности об авариях со значительным социально-экологическим ущербом и экологических конфликтах: теперь учитывается и то, предпринимают ли участники отрасли меры по ликвидации последствий этих аварий и разрешению этих конфликтов. В качестве рамочного критерия был внедрен показатель, отображающий наличие в экологической политике компании обязательства по продвижению принципов «зеленого офиса». Наконец, было принято решение о том, что в перспективе в число участников рейтинга будет включена компания «Ямал-СПГ», являющаяся оператором Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения - это произойдет после того, как проект войдет в стадию добычи.

Как и в прошлом году, вторую строчку в рейтинге занял «Газпром». В свою очередь, «Сургутнефтегаз» и «Сахалин Энерджи», в 2015 году расположившиеся на первой и третьей позициях, в 2016-м поменялись местами. За прошедший год «Сургутнефтегаз» улучшил средний балл по разделам «Экологический менеджмент» и «Прозрачность», отмечает руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России Алексей Книжников. «Сахалин Энерджи» и «Газпром» вырвались вперед за счет прогресса в области воздействия на окружающую среду - по этой группе показателей «Сургутнефтегаз» в 2016 году показал тот же результат, что и в 2015-м (1,6364).

Рейтинг поспособствовал улучшению среднеотраслевых показателей, констатируют аналитики IndexBox. С момента его первой публикации средние удельные выбросы в атмосферу снизились с 3,82 до 2,09 кг на тонну условного топлива, средний коэффициент утилизации ПНГ повысился с 78,9 до 85,9%, а среднее удельное водопотребление сократилось с 2,03 до 1,85 куб. м/тут. Увеличилось и число компаний, публикующих нефинансовую отчетность по стандарту GRI: если два года назад это делала только «Зарубежнефть», то сегодня - еще 8 компаний («Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть», «Татнефть», «Башнефть», «Газпром», «Сахалин Энерджи» и «Новатэк»).

Рейтинговые инструменты могут способствовать улучшению экологической ситуации и в других отраслях, считают аналитики IndexBox. Так, минувшим летом Segezha Group и WWF России выступили с инициативой по созданию рейтинга экологической ответственности компаний лесного сектора. Участие в этом рейтинге поможет российским деревообрабатывающим компаниям соответствовать европейскому стандарту качества SPB, который, среди прочего, учитывает объем энергоресурсов, затрачиваемых на доставку продукции покупателю - по этому показателю отечественные игроки уступают зарубежным конкурентам, из-за чего рынок Старого Света оказался для них закрытым. Повышение природоохранных стандартов в лесной отрасли позволит ее участникам расширить экспортный потенциал, заключают аналитики IndexBox.


Рекомендации

Аналитический обзор мировой торговли на рынке готовых присадок к нефтепродуктам

20 000 руб.

Европейский союз: Рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Анализ и прогноз до 2020 года

89 900 руб.

Мировой рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в США. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в Китае. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок битумов. Маркетинговое исследование Рынок битумов. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок мазута. Маркетинговое исследование Рынок мазута. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок автомасел. Маркетинговое исследование Рынок автомасел. Маркетинговое исследование

39 900 руб.