Какие барьеры мешают наращиванию российского несырьевого экспорта?

Логистические и транспортные услуги 15 ноября 2016

Фото: © servickuz / Bigstockphoto

Отечественным экспортерам нужны дешевые кредиты, облегченные правила возврата НДС и высокая доступность информации о внешних рынках.

Расширению российского несырьевого экспорта препятствуют не столько административно-таможенные барьеры и сложность экспортных процедур, сколько нехватка финансовых ресурсов, недостаток господдержки на территории иностранных государств и низкая доступность информации о внешних рынках. К такому выводу пришли эксперты Аналитического центра при правительстве по итогам опроса, который был проведен в 2016 году среди 22 экспертов из сфер государственного управления и науки и 205 представителей компаний-экспортеров, работающих в химической, пищевой и легкой промышленности, а также в машиностроении и отрасли информационных технологий.

Доля респондентов-экспортеров, оценивших степень актуальности барьера на 4 и 5

Расширять производство и совершенствовать качество продукции российским экспортно-ориентированным компаниям мешает, в первую очередь, нехватка дешевых финансовых ресурсов, следует из данных опроса. Речь здесь идет как о неприемлемо высоких ставках по кредитам, так и сложности получения займов и налоговых льгот, необходимых для модернизации производств и проведения НИОКР. В качестве желательных мер поддержки экспортеры называли возврат НДС при покупке импортных комплектующих, ускоренную амортизацию затрат на НИОКР, а также снятие ограничений на выдачу коммерческими банками кредитов в форме проектного финансирования под гарантии институтов развития.

Ко второй группе проблем участники опроса отнесли административно-таможенные барьеры, наличие которых приводит к удорожанию и замедлению процесса экспорта. Так, прежде чем получить возврат НДС при экспорте, компании необходимо пройти камеральную проверку, издержки которой могут нивелировать выгоды от получения налоговых льгот, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. С другой стороны, нулевая ставка НДС недоступна производителям интеллектуальных активов (например, IT-товаров) из-за невозможности доказать степень их переработки. К другим недостаткам административно-таможенного регулирования респонденты отнесли несинхронизированность баз данных ФТС и ФНС России, обязательность валютного контроля и отсутствие единого окна, которое бы упрощало осуществление экспортных процедур.

Успешному продвижению продукции и услуг за рубежом мешает низкая доступность информации о внешних рынках и потенциальных партнерах, полагают участники опроса. Формально такую информацию должны собирать российские торговые представительства, однако они с этой задачей не справляются. По мнению респондентов, Россия может последовать примеру США: американские торгпредства работают на базе экономических отделов посольств, при этом функция анализа рынка возложена на местных экспортов, сеть которых более постоянна, нежели меняющийся состав дипломатических работников. Продвижению российских товаров также может поспособствовать снятие ФАС ограничений на демпинг на внешних рынках и создание электронной коммерческой площадки E-сommerce, которая бы стала аналогом Alibaba и позволяла бы российскому малому бизнесу вести экспортную торговлю.

К числу барьеров респонденты также отнесли зарубежные системы сертификации, которые нередко становятся инструментом в борьбе с конкурентами. Пример тому - стандарт качества SPB, который был введен в Европе для участников лесной промышленности. Поскольку этот стандарт учитывает объем энергоресурсов, затрачиваемых на доставку продукции покупателю, европейский рынок оказался недоступным для поставщиков из России в силу протяженности территории и удаленности от европейских потребителей. Участники опроса также обратили внимание на то, что российские сертификаты качества редко признаются за рубежом, из-за чего отечественным производителям приходится проходить дополнительные экспертизы для доступа на иностранные рынки.

В целом, итоги опроса показали, что российскими экспортерами были бы востребованы такие меры поддержки, как упрощение процедур возврата НДС, облегчение доступа к кредитам и создание многофункциональных центров, в которых бы проводились процедуры сертификации и таможенно-налогового контроля, констатируют аналитики IndexBox. Облегчить положение компаний-экспортеров могла бы ликвидация валютного контроля, признание российских систем сертификации за рубежом, отмена ограничений на демпинг на внешних рынках и создание электронной торговой площадки для малых и средних предпринимателей.

Однако эти меры дадут полноценный эффект лишь в случае улучшения делового климата в России, заключают эксперты IndexBox. Создать конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью, которая бы была востребована за рубежом, сложно без твердых гарантий частной собственности, приемлемых налогов на труд и низких административных издержек ведения бизнеса.