Кирпич, ты куда? Екатерина Колина, глава проекта All Ceramics IndexBoх, обсудила с участниками Национального отраслевого форума перспективы российского кирпичного рынка

Кирпич и природный камень 8 февраля 2019

Национальный отраслевой форум «Отечественные строительные материалы-2019: итоги, вызовы, перспективы», организованный по инициативе Министерства промышленности и торговли, проходил 28-31 января в Москве в ЦВК «Экспоцентр».

Идеальный шторм, случившийся три года назад на российском кирпичном рынке, близится к своему завершению. Какой ландшафт нам открывается, что делать и куда двигаться дальше российским производителям – вопросы, ставшие ключевыми на повестке форума.

Кирпич постепенно «уходит» из массового строительства

В период с 2015 по 2018 гг. рынок кирпича демонстрировал понижательную динамику. Это факт можно было бы напрямую связать с сокращением объемов строительства, если бы уменьшение кирпичного рынка не было  столь стремительным. Темп падения, особенно в первые годы, существенно опередил показатели в других «строительно-отделочных» отраслях (-15,2% в 2015 году; -21,7% в 2016; в то же время потребление строительных материалов в целом ежегодно снижалось на 5-10 %). На рынке определенно происходило что-то еще. А именно: на строительных площадках кирпич сильно потеснили газобетонные блоки. Повсеместному распространению газобетона, который значительно дешевле кирпича и имеет высокие теплоизоляционные показатели, способствовало введение новых строительных СНИПов и внесение дополнений в Закон об Энергосбережении. По итогам 2018 года только в четырех российских областях - Московской, Калининградской, Ростовской и Тюменской – кирпич сумел удержать высокие показатели в структуре потребления. В остальных регионах экспансия газобетона оказалась столь активной, что сейчас перспектива возвращения кирпичу утраченных позиций кажется маловероятной даже самым оптимистичным экспертам.

Рисунок 1: Обьем потребления кирпича в России, 2013-2018 (млн.шт, % год к году)

Источник: аналитика ИндексБокс

Что же будет с кирпичом?

В первую очередь он останется, как очень красивый, надежный, экологичный материал для загородного и малоэтажного строительства высокого ценового сегмента. Сейчас потребности любителей кирпичных особняков покрываются за счет поставок продукции из Германии, Дании и Бельгии. Доля импорта указанных стран за весь «кризисный период» не только не сократилась, но и прирастала ежегодно в среднем на 15-20%. Как показывает опыт других керамических отраслей, например, производства керамической плитки, сценарий замещения дорогого импортного материала качественным российским представляется вполне реалистичным. Однако, в рамках этого сценария потребуется полная модернизация производства, переход на новые технологические процессы, совершенствование системы продаж, также целый комплекс рекламно-маркетинговых мероприятий, связанных с продвижением нового продукта. Далеко не каждый российский производитель готов к таким шагам, поэтому ниша премиального кирпича по-прежнему занята иностранными марками.

Какие еще альтернативы есть у российских производителей?

Например, диверсификация производства, освоение выпуска фасадной керамики (плит) и теплой керамики (керамических стеновых блоков). Переориентация на фасадную плитку, производимую методом экструзии, представляется объективно наилучшим решением, так как облицовка фасадов керамической плитой только набирает свою популярность, этот продукт находится в тренде эко-строительства и имеет хороший потенциал роста. По мнению экспертов, переключение кирпичного производства на выпуск плиты предполагает наименьшую замену технологических цепочек, а основные затраты будут связаны с необходимостью организации выпуска систем фасадного крепления. Дополнительным аргументом является тот факт, что крупные строительные холдинги находятся в системном поиске и рассматривают для покупки кирпичные предприятия, способные перейти на производство фасадной плиты.  Наиболее востребованный формат на ближайшие годы: 300 на 1200 мм. 

Важно отметить, что рынок кирпича в России с небольшой задержкой, порядка 3-4 лет, повторяет путь развития европейского рынка, где кирпич уходит из «низкого» и «среднего» ценовых сегментов, а все больше позиционируется, как премиальный материал для воплощения индивидуальных решений. Интересен опыт Турции – страны с большими запасами глины и сложившейся культурой керамического производства. За последние 5 лет свыше 90% турецких кирпичных заводов полностью перешли на выпуск фасадной плиты.

Российским производителям есть над чем задуматься, для того чтобы в сложившихся рыночных условиях выбрать верное направление для развития прибыльного бизнеса.

Источник: Рынок керамического кирпича. Маркетинговое исследование