Рынок одноразовой посуды в России: На территории особой экономической зоны «Алабуга» собираются производить посуду для McDonald’s

Пластмассовые изделия 27 апреля 2014
Автор статьи: IndexBox

рынок одноразовой посуды

10 апреля 2014 года на территории ОЭЗ "Алабуга" при участии Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова была проведена торжественная церемония начала строительства двух новых производств - предприятия по производству одноразовой посуды и упаковки из бумаги ООО "Хухтамаки Фудсервис Алабуга" и производственно-распределительного центра ООО "Хави логистикс Елабуга". Оба предприятия будут созданы в рамках совместного проекта с McDonald's - Food Town, нацеленного на удовлетворение потребностей в одноразовой посуде сетей общественного питания на востоке страны.

Сегодня особая экономическая зона "Алабуга" - это 42 резидента, которые с момента основания привлекли в Республику Татарстан порядка 58,3 млрд.рублей инвестиций и произвели продукции более чем на 93 млрд.рублей, предприятия внесли в бюджеты разных уровней налогов на сумму порядка 7 млрд.руб. и обеспечивают работой порядка 4 210 человек. Новые резиденты ОЭЗ "Алабуга" будут, в первую очередь, ориентированы на работу с сетью ресторанов Макдональдс, и нацелены на поставки одноразовой посуды в регионы центральной и восточной России.

Производственно-распределительный центр компании Havi Logistics подразумевает под собой создание складского комплекса площадью 5 832 кв.метра, который сможет обрабатывать до 25,5 тыс.тонн продукции компаний-клиентов в год. Предприятие будет выступать в качестве транспортно-логистического хаба, перераспределяющего продукцию компаний-поставщиков непосредственно в рестораны сети McDonald's. Финская же компания Huhtamaki планирует создать производственную линию по производству одноразовых стаканчиков из бумаги, заявленная мощность - 641 млн. шт. в год. Суммарно две компании создадут 73 рабочих места, ввод производственных мощностей в эксплуатацию запланирован на 2015 год.

Сегодня крупнейшими игроками рынка ("Артпласт", "Мистерия", "Хухтамаки С.Н.Г.", "Центрпак" и др.) российскому потребителю представлен широкий выбор одноразовой посуды (от стаканов, тарелок и столовых приборов до бокалов и фужеров), различного рода тематические наборы (для дней рождения, нового года и пр.), салфетки, скатерти, трубочки для соков и коктейлей, оформленные в едином стиле и дизайне. Huhtamaki традиционно предлагает продукцию, предназначенную, в первую очередь, для сетей общественного питания.

Согласно данным Индексбокс, лидерами среди потребителей одноразовой посуды являются как раз таки стационарные пункты общепита - фастфуды (потребляют 37% продукции на рынке), более скромные позиции занимают частные лица и компании, готовящиеся провести отдых на природе (26% рынка), а также кафе открытого типа (21% от общего объема производимой продукции). Чаще всего используются одноразовые стаканчики и тарелки (более 77% в структуре потребления по видам продукции), менее востребованными являются столовые приборы (19%) и одноразовая посуда премиум класса (4%).

Из представленной статистики видно, что основным драйвером развития рынка одноразовой посуды в России является состояние рынка общественного питания, который, в свою очередь, напрямую зависит от уровня реальных доходов населения. Именно поэтому не вызывает удивление тот факт, что до последнего времени львиная доля потребления данного вида товаров приходилась на Москву и Санкт-Петербург, суммарная доля оборота которых составляла 51% от объема рынка по всей стране.

Однако, на рынке общественного питания в ближайшее время прогнозируется замедление роста ввиду того, что темп прироста реальных доходов населения за последние годы значительно снизился, что можно увидеть на рисунке 3. На фоне этого крупнейшие игроки рынка общественного питания (такие как McDonald's) ищут пути развития бизнеса в России, и нацелены завоевывать восточные регионы.

Согласно данным Росстата Приволжский и Уральский федеральные округа являются весьма привлекательными для развития бизнеса, поскольку их суммарный оборот в сфере общественного питания не сильно уступает обороту Центрального и Северо-Западного федеральных округов (29,8% против 38,5% соответственно).

В свою очередь, опыт работы на российском рынке одноразовой посуды одного из участников будущего "Города Поставщиков" и партнеров McDonald's, компании Huhtamaki, является весьма позитивным. Первый в России завод ООО "ХУХТАМАКИ С.Н.Г.", расположенный в Московской области показывает ежегодный стабильный рос, по данным Индексбокс размер выручки компании начиная с 2001 года вырос более чем в 5,5 раз (с 0,52 млрд.руб. в 2001 году до 2,86 млрд.руб. в 2012 году).

Подобная динамика до последнего времени шла в ногу с тенденциями российского рынка одноразовой посуды и свидетельствует о том, что продукция компании находит все больше и больше пространства на российском рынке.

Нет сомнений в том, что ООО "Хави логистикс Елабуга" и ООО "Хухтамаки Фудсервис Алабуга", несмотря на негативную внешнеполитическую обстановку, а также приостановку ряда инвестиционных программ западных компаний на территории России, успешно реализуют совместный с Макдональдсом проект в Татарстане.

Локализация производства на востоке страны вкупе с разумным использованием преимуществ работы в особой экономической зоне обязательно даст положительный результат.

Рынок одноразовой посуды в России: структура потребления