Рынок презервативов в России: Производители демонстрируют скромные успехи

Фармацевтические препараты 19 апреля 2016

рынок презервативов

По итогам 2015 года объем производства презервативов в России вырос на 1% г/г. Их доля на рынке презервативов в разные годы не превышала 10 - 15%. Согласно исследованию рынка презервативов, за тот же 2015 г. импорт латексных противозачаточных средств в натуральном выражении увеличился на 4,5%.

На сегодняшний день в России действуют два крупных предприятия по производству презервативов. Это ОАО Эластомер (Московская область) и АО «Армавирский завод резиновых изделий» (Краснодарский край). Остальные действующие на рынке компании являются российскими филиалами международных холдингов и их бизнес-модель несколько отличается от традиционной. Её обсуждение выходит за рамки настоящей статьи. Самый крупный продавец презервативов на сегодняшний день в России - это Reckitt Benckiser (марки Contex и Durex), также крупными игроками являются CPR Produktions und Vertriebs GmdH (марка VIZIT).

Оба данных предприятия в 2015 году показывали разнонаправленную динамику производства презервативов. Индекс производства к предыдущему месяцу оказался положительным на протяжении 3 месяцев из 12. Причем из-за роста рублевой цены покупаемого за границей латекса уже в конце 2015 года зафиксировано падение, которое продолжилось и в первые месяцы 2016 года - минус 57% г/г. Причина - приостановка производства на заводе «Эластомер».

Динамика производства презервативов в России

По итогам 2015 г. специалистами IndexBox зафиксирован рост розничных цен на презервативы на величину порядка 40%, что произошло ввиду обесценивания рубля. На фоне падения реальных доходов населения, средства барьерной контрацепции становятся гораздо доступнее, например, оральных контрацептивов.

Объем производства презервативов в России

Серпуховское предприятие «Эластомер» - единственный российский завод полного цикла, продукция которого конкурирует на рынке с импортными марками. Армавирский завод резиновых изделий производит презервативы в малых объемах (в 2015 году было произведено не более 13 млн. шт.). В основном они используются в ходе медицинских осмотров.

Производственные мощности фабрики «Эластомер» рассчитаны на выпуск 240 млн. изделий в год. Однако в 2015 году там произведено не более 40 млн. шт. «Эластомер» делит рынок с такими компаниями как ООО «Болеар» и ООО «ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша». В отличие от «Эластомера» эти компании импортируют полуфабрикаты из азиатских стран, где находится большинство производств компаний, владеющих известными на рынке брэндами. Большинство российских представительств иностранных компаний занимаются доработкой контрацептивов - их экспертизой, тестированием качества, сертификацией, смазкой и упаковкой, а затем - продвижением и продажей.

Отечественные презервативы производятся только на двух заводах в Центральном Федеральном округе и в Южном Федеральном округе. При этом больший объем производства приходится на Центральный федеральный округ: в 2015 году там было произведено 40 658 тыс. изделий, что составляет 76% от совокупного объема, однако позиции армавирского предприятия в занимаемой нише более прочны.

Рынок презервативов в России: география производства

В настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», в рамках которой планируется разработка более 100 опытных образцов медицинской продукции (в том числе инновационной). При этом доля современных медицинских изделий в рамках приоритетных направлений здравоохранения, выпускаемых российскими предприятиями в 2018 году, будет составлять 22% (в 2013 году - 10,8%). Вместе с тем, по данным исследования IndexBox, конфигурация российского рынка презервативов в ближайшее время вряд ли изменится. Выпуск продукции из азиатских полуфабрикатов остается наиболее эффективной экономической моделью, кроме того, международные компании отстроили продуманную систему маркетинга, которая, впрочем, не может не нуждается в доработке и оперативном регулировании.

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок презервативов