Рынок чая в России: Производство в январе-мае 2016 сократилось на 17%

Бакалея 21 июля 2016

Фото: © weyo / Bigstockphoto

Сокращение объемов производства чая в России наблюдается с 2014 года. В начале 2016 года произошло усугубление ситуации - январь-май ознаменовался еще более глубоким падением. Согласно исследованию рынка чая, тенденция, прежде всего, вызвана изменениями спроса со стороны населения.

На протяжении 2014-2015 гг. производство чая в России ежегодно сокращалось на 3% г/г. Несмотря на стабилизацию объемов на протяжении второго полугодия 2015 года, в 2016 году тенденция продолжилась, при этом гораздо более стремительными темпами - объем производства в январе-мае 2016 года сократился на 17% г/г.

Сокращение объемов производства чая вызвано изменениями в спросе со стороны населения из-за продолжающегося процесса сокращения реальных доходов населения: по итогам первого полугодия 2016 года, они сократились на 5% г/г. Это вынудило домохозяйства пересмотреть свои расходы, отказываясь от части покупок - переход на более дешевый продукт, снижение частоты покупки. Несмотря на рост цен на чай, потребители не могут совсем отказаться от его покупки, в сложившейся ситуации они стараются искать наиболее выгодные предложения. В том числе, сокращается число посещений мест общественного питания - ресторанов и кафе, где стоимость заваренного чайника чая может достигать 500-800 руб. Часть населения переключается на напитки-заменители, - например, кофе, однако процент не велик из-за сформировавшихся предпочтений.

Россия является крупным импортером чая как сырьевого продукта, поскольку выращивание чая в России осуществляется лишь в отдельных районах Краснодарского края и Республики Адыгея. В 90-х годах Россия практически весь готовый чай импортировала, однако в последние годы развивалась фасовка чая. Это позволило в некоторой степени сдерживать рост цен - если ситуация оставалась прежней, то рост цен на готовый чай был бы крайне ощутим для потребителей.

Динамика производства чая в России

IndexBox - динамика производства чая в России

Из-за роста цен на чай, динамика производства чая в стоимостном выражении отличается от динамики производства в натуральном выражении, имея при этом выраженный рост. Так, по данным исследования компании IndexBox, за январь-май 2016 года объем производства в стоимостном выражении оказался на 38% выше г/г. На себестоимость главным образом оказало влияние обесценивание рубля, ведь большая часть сырья ввозится в Россию из-за рубежа.

Объем производства чая в России

IndexBox - объем производства чая  в России

Основные производители чая в России

На российском рынке чая наблюдается высокая концентрация производства, лидируют транснациональные корпорации. В числе важнейших производителей, которые занимаются переработкой импортного сырья, можно выделить: ООО "ОРИМИ" из Ленинградской области, ООО "ЮНИЛЕВЕР РУСЬ" из Москвы, ООО КОМПАНИЯ "МАЙ" из Московской области, ООО "ЯКОВЛЕВСКАЯ ЧАЕРАЗВЕСОЧНАЯ ФАБРИКА" из Московской области - базовое производственное предприятие, входящее в Группу чайных компаний "Сапсан", ООО "БЕТА ГИДА" из Московской области, ООО "Кубань-Ти" из Краснодарского Края и др. 

По словам представителя ООО "БЕТА ГИДА", компания не ощутила на себе негативных тенденций отрасли. Производство в начале 2016 года было стабильно, а продажи в стоимостном выражении упали незначительно, так как компании удалось удержать свои цены на прежнем уровне, без ухудшения качества своего продукта.

Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Северо-Западный федеральный округ: в 1 кв. 2016 года там было произведено 19 723 чая, что составляет 81% от совокупного объема. На втором месте с долей 14% находится Центральный федеральный округ, на третьем месте - Южный федеральный округ с долей 5%. В совокупности на данные федеральные округа приходится 99% от российского объема производства в 1 кв. 2016 года.

Рынок чая России: география производства

IndexBox - объем производства чая  в России по округам

Прогноз развития отечественного рынка чая

Дальнейшие развитие рынка чая в России будет определяться тем, как быстро страна справится с кризисными явлениями, влияющими, в частности, на потребительскую активность. 

В настоящий момент внутренние цены на продукты питания в России продолжают расти. Это вызвано как ограничением импорта, так и ростом себестоимости из-за подорожания материально-технических ресурсов, сырья и заемных средств.
На фоне падения доходов населения, которое привело к сокращению потребительского спроса, предприятиям приходится снижать себестоимость продукции за счет использования дешевого, менее качественного сырья.

Однако падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам открывает перспективы повышения конкурентоспособности российской продукции не только на внутреннем, но и на внешних рынках.

Источник: 

Исследование потребителей чая. Покупательское поведение и предпочтения

Маркетинговое исследование. Рынок чая