Рынок питьевой воды в России: Объем производства стабилизировался

Безалкогольные напитки 26 мая 2016

рынок питьевой воды

Рынок питьевой воды 2016: В феврале-марте был отмечен незначительный прирост объемов производства питьевой и минеральной воды, что может быть сигналом достижения «хрупкого дна»: положительные значения дают надежду, но нестабильность спроса пока не оправдывает оптимистические прогнозы.

По результатам анализа рынка питьевой воды, российские предприятия показывали устойчивую понижательную динамику производства на протяжении последних 12 месяцев. В 2015 г. индекс производства к предыдущему месяцу был отрицательным на протяжении 6 месяцев из 12. Совокупное падение объемов производства за 12 месяцев 2015 года составило 4% г/г. Однако в январе-марте 2016 года объем производства бутилированной воды в натуральном выражении вырос на 3% г/г за счет низких показателей аналогичного периода прошлого года, что можно считать признаком окончания спада.

Сокращение объемов производства питьевой и минеральной воды вызвано падением спроса со стороны населения: реальные доходы населения за 9 месяцев 2015 года сократились на 3,3% г/г, а оборот розничной торговли пищевыми продуктами сократился на 8,9 % г/г; наблюдается переход к сберегающей модели потребления.

Рынок бутилированной воды в 2015, 2016: динамика производства

Динамика производства питьевой воды в стоимостном выражении повторяет динамику производства в натуральном выражении, имея при этом более выраженный рост. Так, за январь - март 2016 года объем производства в стоимостном выражении оказался на 6% выше г/г. Согласно данным исследования, проведенного специалистами компании IndexBox, себестоимость производства питьевой и минеральной воды в меньшей степени зависит от экономической конъюнктуры, чем другие отрасли, поэтому цены производителей растут практически непрерывно с темпами близкими к инфляции.

Объем рынка бутилированной воды в России

Среди товарных категорий основной объем по-прежнему приходится на воды минеральные природные питьевые столовые: в 1 кв. 2016 г. было произведено 447 660 тыс. л, что составляет 65% от совокупного объема производства в натуральном выражении. Отсутствие структурных изменений производства продукции по товарным категориям обусловлены устойчивым спросом со стороны потребляющих отраслей.

Важнейшими компаниями российского рынка питьевой воды являются: ОАО "НАРЗАН" из Ставропольского края, ООО "ПК "ЛИДЕР" из Московской области, ЗАО "ВК "СТАРЫЙ ИСТОЧНИК" зарегистрированное в Ставропольском крае, ООО «Фирма «Меркурий» из Карачаево-Черкесской Республики и т.д. А так же ООО «КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ» и ООО "ФОНТЕ АКВА" из Московской области. Свыше 60% рынка приходится на небольшие локальные компании, каждая из которых в отдельности дает не более 1 - 2% рынка, а чаще всего меньше.

Рынок питьевой воды в России: география производства

Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Центральный федеральный округ: в 1 кв. 2016 года там было произведено 328,1 млн. л питьевой воды, что составляет 26% от совокупного объема. На втором месте с долей 20% находится Северо-Кавказский федеральный округ, на третьем месте - Приволжский федеральный округ с долей 18%. В совокупности на данные федеральные округа приходится 64% от российского объема производства в 1 кв. 2016 года, в то время как в 4 кв. 2015 года на те же округа приходилось в совокупности 61%. Стабильное распределение долей в совокупном объеме производства показывает равномерное внутригодовое использование мощностей во всех федеральных округах.

Согласно данным специалистов IndexBox, российский рынок питьевой и минеральной воды к настоящему моменту в целом сложился. На нем присутствуют большинство мультинациональных брендов, несколько независимых российских компаний, а также множество мелких игроков. Вместе с тем, сохраняется и определенный потенциал его роста, пусть и меньшими темпами. Он связан с дальнейшим ростом потребительских стандартов и модернизацией образа жизни. Кризисные явления в экономике пока не приняли такого масштаба, чтобы произошел перелом и откат к привычкам 90-х гг.

В рамках базового сценария, потребление питьевой воды будет увеличиваться, начиная с 2018 года и далее оставаться стабильным. При составлении прогноза учитывались такие факторы, как обменный курс рубля к доллару, прогноз развития промышленного производства, ВВП, экспорт, импорт и др.

Источники: 

Маркетинговое исследование. Рынок бутилированной воды в России

Исследование потребителей бутилированной питьевой воды. Покупательское поведение и предпочтения


Рекомендации

Рынок минеральной бутилированной воды. Маркетинговое исследование Рынок минеральной бутилированной воды. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок кваса. Маркетинговое исследование Рынок кваса. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок цикория. Маркетинговое исследование Рынок цикория. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Европейский союз: Рынок плодово-ягодных и овощных соков. Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок концентрированных фруктовых и овощных соков. Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок неконцентрированных фруктовых и овощных соков. Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок кофе (без кофеина и жареного). Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок кофейных экстрактов, эссенций и концентратов. Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок чая. Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок минеральной и газированной воды. Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.