По итогам 2015 года производство грузовых вагонов снизилось на 43%

ЖД транспорт 10 февраля 2016

Производство грузовых вагонов в РФ сокращается с августа 2014 года, а прирост по итогам декабря не дает уверенности в том, что производство будет расти и дальше. Преодоления негативного тренда в ближайшее время ожидать не приходится.

Российские предприятия показывают устойчивую понижательную динамику производства грузовых вагонов на протяжении последних 15 месяцев. Совокупное падение объемов производства в 2015 году составило 43% г/г. Сокращение выпуска вагонов вызвано сворачиванием инвестиционной программы РЖД, а также увеличением ставок по кредитам, что ограничило финансовые возможности предприятий, как производящих, так и покупающих вагоны.

Объем производства грузовых вагонов в стоимостном выражении повторяет динамику производства в натуральном выражении, имея при этом менее выраженное падение. Так, в 2015 году объем производства в стоимостном выражении оказался только на 32% ниже г/г. Согласно данным исследования, проведенного специалистами компании IndexBox, рост цен на вагоны обусловлен высокой долей закупок инновационной продукции (усовершенствованных вагонов), которая в 2015 году составила 75%.

В структуре рынка грузовых вагонов основной объем по-прежнему приходится на полувагоны: в 4 кв. 2015 г. было произведено 5219 штук, что составляет 52,5% от совокупного объема производства в натуральном выражении. Доля платформ составляет 22,9%, вагонов бункерного типа и вагонов-цистерн - 5,3% и 3,8% соответственно.

Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Северо-Западный федеральный округ: в 4 кв. 2015 года там был произведен 3861 вагон, что составляет 38,8% от совокупного объема. На втором месте с долей 24,6% находится Центральный федеральный округ, на третьем месте - Приволжский федеральный округ с долей 13,7%. В совокупности на данные федеральные округа приходится 77,1% от российского объема производства в 3 кв. 2015 года, в то время как в 1 кв. 2015 года на те же округа приходилось в совокупности 70,5%.

С 2014 года был осуществлен переход на долгосрочное тарифное регулирование грузовых железнодорожных перевозок. Теперь тарифы исчисляются методом доходности на инвестированный капитал. С целью восстановления доходной базы ОАО "РЖД" с января 2015 году тарифы были проиндексированы на 10% с учетом предоставления бюджетных дотаций в размере 30 млрд. рублей.

Величина индексация тарифов в 2016 году будет определена дополнительно с учетом отсутствия бюджетных дотаций и дальнейшей оптимизации издержек компании. По прогнозу МЭР она должна составить 9%. Затем в 2017-2018 годах рост тарифов на грузовые перевозки будет более сдержанным. При этом потребуется проведение дополнительных мероприятий в части сокращения административных расходов и оптимизации закупок.

Регулирующими органами запланирован пересмотр приоритетов развития железнодорожной инфраструктуры, целью которого будет являться адаптация инвестиционной программы ОАО "РЖД" к изменившимся условиям функционирования российской экономики.

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок грузовых вагонов