По итогам 1 полугодия 2016 года производство замороженных овощей в России выросло в полтора раза

Овощи и фрукты 15 августа 2016

Фото: © ffphoto / Bigstockphoto

Рост цен на замороженные овощи, имевший место в 2015 году, значительно замедлился - производители адаптируются к новым условиям, и стремительно наращивают объемы производства. Возможное ослабление продовольственных контрсанкций может вскоре внести свои коррективы в развитие рынка замороженных овощей.

Российские предприятия показывают устойчивую повышательную динамику производства замороженных овощей и грибов на протяжении 1 полугодия 2016 года. Исключением стал май, когда прирост к предыдущему месяцу составил лишь 41%, однако рекордные объемы производства в июне компенсировали данное западение. Объем производства замороженных овощей в январе - июне 2016 года в натуральном выражении вырос на 49% г/г.

Продолжающееся сокращение реальных доходов населения, оказывает негативное влияние на развитие рынка замороженных овощей из-за снижения спроса. Действительно, имеет место быть сокращение спроса как со стороны населения, так и со стороны предприятий общественного питания - население склонно экономить и отказывает себе в посещении кафе и ресторанов, а также увеличивает объемы домашних овощных заготовок с собранного на даче урожая. 

Одним из неблагоприятных факторов для развития отечественного производства может стать частичный отказ от продовольственного эмбарго. В августе стало известно о планах Министерства сельского хозяйства ослабить контрсанкции, и разрешить импортные поставки некоторых видов продовольствия, в том числе отдельные виды замороженных овощей.

Однако, производители склонны оценивать перспективы рынка замороженных овощей в целом оптимистично. Так, компания B&G Foods (бренд «Зеленый Великан») сообщила о своих планах по возвращению на рынок замороженных овощей путем проведения масштабной маркетинговой кампании.

Динамика производства замороженных овощей и грибов в РФ

Динамика производства замороженных овощей в стоимостном выражении в целом повторяет динамику производства в натуральном выражении. Так, за январь-июнь 2016 года объем производства в стоимостном выражении оказался на 38% выше г/г. Заметно замедление роста цен на продукцию относительно предыдущего года, когда замороженные овощи оказались в числе наиболее растущей в цене продукции. Согласно данным исследования IndexBox, себестоимость производства продукта значительно выросла из-за подорожания сырья, ввозимого из-за рубежа (ограничение поставок импортных свежих овощей и грибов), что отразилось на конечной стоимости и темпах роста производства.

Объем производства замороженных овощей и грибов в натуральном и стоимостном выражении

В числе важнейших предприятий отрасли можно выделить: Холдинг «Мираторг», ЗАО «Хладокомбинат Западный», расположенный в Московской области, ООО «Шебекенский овощной комбинат» из Белгородской области, ООО «Томская продовольственная компания» из Томской области, и др.

Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Южный федеральный округ: во 2 кв. 2016 года там было произведено около 7 тыс. тонн замороженных овощей и грибов, что составляет 64% от совокупного объема. На втором месте с долей 34% находится Центральный федеральный округ. В совокупности на данные федеральные округа приходится 97% от российского объема производства в 2 кв. 2016 года. Данные округа являются основными регионами производства замороженных овощей в России, при этом лидерство постоянно сменяется. Это связано с сезонными различиями, и наличием сырьевой базы в округах.

Структура производства замороженных овощей и грибов по федеральным округам

Несмотря на сложности, с которыми столкнулись сельскохозяйственные производители в условиях нестабильной макроэкономической ситуации, у них появилась возможность ускоренного импортозамещения. Продовольственное эмбарго дало определенный импульс развития всему агропромышленному комплексу.

Вместе с тем, в настоящий момент цены на продукты питания в России продолжают расти. Это вызвано ограничением импорта, создавшим дефицит предложения, а также подорожанием материально-технических ресурсов, сырья и заемных средств. Наряду с падением доходов это сейчас несет основную угрозу развитию рынка.

Источники:

Маркетинговое исследование. Рынок замороженных овощей и грибов

Исследование потребителей замороженных овощей. Выборка из online панели