По итогам 10 месяцев 2015 года производство автомобильного бензина не сократилось

Нефть и нефтепродукты 13 января 2016

Ноябрь 2015 года на рынке автомобильного бензина характеризовался некоторым приростом объемов производства, что может быть сигналом достижения «хрупкого дна»: положительные значения дают надежду, но существующий дисбаланс спроса и предложения на рынке бензина пока не позволяет дать уверенный оптимистический прогноз.

Российские предприятия показывают разнонаправленную динамику производства автомобильного бензина на протяжении последних 10 месяцев. Объем производства автомобильного бензина в ноябре 2015 года в натуральном выражении сократился на 1% г/г.

Совокупный прирост объемов производства за 10 месяцев 2015 года составил 3 % г/г. Увеличение объемов производства автомобильного бензина обусловлено ростом глубины переработки нефти после модернизации нескольких НПЗ.

Объем производства автомобильного бензина в стоимостном выражении с исключением сезонного фактора характеризуется ростом. Так, за январь - ноябрь 2015 года объем производства в стоимостном выражении на 9% оказался выше г/г. Согласно данным исследования, проведенного специалистами компании IndexBox, колебания курсов валют, цены на нефть на мировом и внутреннем рынках оказали определяющее влияние на уровень цен на бензин на территории РФ - в условиях увеличения экспорта нефти и светлых нефтепродуктов, внутренний рынок вынужден испытывать дефицит, что, в свою, очередь, и вызывает рост цен.

Среди товарных категорий основной объем приходится на автомобильный бензин класса 5: в 3 кв. 2015 г. было произведено 5 931,2 тыс. т, что составляет порядка 64% от совокупного объема производства в натуральном выражении. Отсутствие структурных изменений производства продукции по товарным категориям обусловлены устойчивым спросом со стороны потребляющих отраслей.

Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Приволжский федеральный округ: в 3 кв. 2015 года там было произведено 3 716,8 тыс. т автомобильного бензина, что составляет 40 % от совокупного объема. На втором месте с долей 23 % находится Центральный федеральный округ, на третьем месте - Сибирский федеральный округ с долей 14%. В совокупности на данные федеральные округа приходится 77% от российского объема производства в 3 кв. 2015 года, в то время как в 1 кв. 2015 года на те же округа приходилось в совокупности 78%. Стабильное распределение долей в совокупном объеме производства показывает равномерное внутригодовое использование мощностей во всех федеральных округах.

В среднесрочной перспективе продолжится закрытие ряда небольших неэффективных нефтеперерабатывающих предприятий с низкой глубиной переработки, производство нефтепродуктов на которых не отвечает установленным в техническом регламенте требованиям к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту.

После спада в 2015 году внутренний спрос на автомобильный бензин и в особенности на дизельное топливо с учетом постепенного восстановления экономики страны, грузо- и пассажироперевозок всеми видами транспорта, будет иметь тенденцию умеренного увеличения. По последнему прогнозу МЭР, в 2018 году темп роста внутреннего потребления этих видов моторного топлива составит 102% и 100,7% к 2014 году соответственно.

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей)