Почему к приватизации 19,5% акций «Роснефти» удалось привлечь иностранных инвесторов?

Нефть и нефтепродукты 8 декабря 2016

Фото: © blinow61 / Bigstockphoto

Сделка могла быть профинансирована за счет 600 млрд руб., вырученных «Роснефтью» от размещения облигаций.

Пакет акций «Роснефти» в 19,5% продан консорциуму трейдера Glencore и инвестиционного фонда Qatar Investment Authority за 10,5 млрд евро, сообщил в среду вечером главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин на встрече с президентом Владимиром Путиным.

Сделка стала неожиданностью для участников рынка, констатируют аналитики IndexBox. Большинство наблюдателей считали наиболее вероятным выкуп миноритарного пакета у «Роснефтегаза» самой «Роснефтью». Причиной тому служил низкий интерес к сделке со стороны инвесторов, которым хорошо известно, что в России миноритарии не влияют на реальное управление госкомпаниями. В 2000-е годы это наглядно показал опыт приобретения миноритарного пакета «Газпрома» немецкой E.On RuhrGas AG (ФРГ), а в 2010-е - вхождение BP в состав акционеров «Роснефти»: пребывание двух представителей британского нефтяного мейджора в совете директоров компании Игоря Сечина в ее жизни ничего не поменял.

Как правило, миноритариями иностранные инвесторы становятся в частных российских компаниях, где выше шанс получить влияние на принятие решений. Так, в сентябре 2015 года китайский Фонд шелкового пути (SRF) приобрел 9,9% акций компании «Ямал-СПГ», акционерами которой являются «Новатэк» (50,1%), французская Total (20%) и китайская CNPC (20%). В декабре 2015 года китайская Sinopec купила 10% акций «Сибура». Полгода спустя российско-китайская межправительственная комиссия одобрила предложение по продаже еще 10% акций «Сибура» инвестору из Китая: им станет либо инвестиционная компания CDP-Capital, являющаяся подразделением государственного China Development Bank, либо Фонд шелкового пути.

Еще одной причиной низкого интереса инвесторов являлись финансовые проблемы «Роснефти», отмечают аналитики IndexBox: по итогам первого полугодия 2016 года общая задолженность компании по кратко- и долгосрочным кредитам составила 2,9 трлн руб. (данные отчетности по МСФО). Из-за санкций «Роснефть» вынуждена прибегать к займам у китайских банков и компаний: в частности, она получила 1,9 трлн руб. в качестве предоплаты по долгосрочному контракту на поставку нефти в Китай (данные отчетности за первое полугодие 2016 года), а также 940 млрд руб. от China Development Bank Corporation (данные отчетности за второй квартал 2016 года). В том числе за счет этих средств «Роснефть» в октябре приобрела контрольный пакет акций «Башнефти» за 329,7 млрд руб.

В силу этих причин наиболее вероятным претендентом на приобретение миноритарного пакета стала сама «Роснефть», напоминают аналитики IndexBox: для покупки компания могла использовать 600 млрд руб., которые были выручены от размещенных 5 декабря облигаций. Официально «Роснефть» сообщила, что эти средства пойдут на зарубежные проекты и рефинансирование долга. Однако нельзя исключать, что привлеченные 600 млрд руб. были переданы в долг консорциуму Glencore и Qatar Investment Authority. К тому же из собственных средств Glencore оплатил покупку лишь 0,54% акций «Роснефти» - остальные 18,96% были приобретены за счет займов и средств Qatar Investment Authority, говорится в официальном сообщении трейдера.

Если подтвердится предположение о том, что 600 млрд руб., полученные «Роснефтью» от размещения облигаций, были одолжены консорциуму Glencore и Qatar Investment Authority, станет понятно, почему к сделке удалось привлечь иностранных инвесторов.


Рекомендации

Аналитический обзор мировой торговли на рынке готовых присадок к нефтепродуктам

20 000 руб.

Европейский союз: Рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Анализ и прогноз до 2020 года

89 900 руб.

Мировой рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в США. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в Китае. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок битумов. Маркетинговое исследование Рынок битумов. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок мазута. Маркетинговое исследование Рынок мазута. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок автомасел. Маркетинговое исследование Рынок автомасел. Маркетинговое исследование

39 900 руб.