Почему повышение налогов на нефтяную отрасль нужно остановить?

Нефть и нефтепродукты 20 сентября 2016

Фото: © paul fleet / Bigstockphoto

Усиление фискальной нагрузки обернется спадом добычи.

Нынешней осенью Минфин и Минэнерго приступили к подготовке законопроекта об отмене экспортных пошлин и замене фиксированного НДПИ налогом на добавленный доход (НДД), который будет зависеть от финансовых показателей добывающего проекта. По данным «Ведомостей», реформа должна будет коснуться всех новых месторождений (в их отношении налоговая нагрузка несущественно повысится) и части старых, с добычей до 10 млн т (для них нагрузка значительно снизится). При этом те 40 млрд руб., которые бюджет недополучит из-за снижения нагрузки на зрелые месторождения, Минфин планирует компенсировать за счет повышения НДПИ для тех из них, что не подпадут под действие реформы.

Из-за сохраняющегося среди нефтяных компаний недоверия к Минфину участники отрасли опасаются, что реформа обернется повышением налоговой нагрузки. Для таких опасений есть некоторые основания. Так, в прошлом году правительство сохранило действующую таможенную пошлину на нефть, хотя ранее планировалось, что она будет снижена с 42% до 36% в рамках налогового маневра, предполагающего повышение НДПИ и снижение экспортных пошлин. Это решение было принято, несмотря на уже начавшийся спад среди западносибирских «дочек» нефтяных мейджоров. Так, РН-Юганскнефтегаз» по итогам прошлого года сократил добычу на 3,2%, «РН-Самотлорнефтегаз» - на 4,7%, «РН-Томскнефть» - на 8,1%, Лукойл-Западная Сибирь» - на 6,1%, а «Газпронефть-Ноябрьскнефтегаз» - на 1%.

Номинальный прирост добычи в России, составивший в прошлом году 1,4% (данные ЦДУ ТЭК), был обеспечен преимущественно за счет новых проектов, будь то Ярудейского нефтяного месторождения «Новатэка», вышедшего в январе на проектную мощность в 9700 т нефти в сутки (3,5 млн т в год), или месторождений «Сургутнефтегаза» в Якутии, добыча на которых в 2015 году выросла на 9%. Однако в ближайшие годы эффект от реализации новых проектов будет перебит спадом добычи в Западной Сибири, а потому любое повышение налоговой нагрузки окажется для отрасли болезненным.

В этой связи, как полагают эксперты IndexBox, правительству нужно не только перестать увеличивать налоговую нагрузки на нефтяную промышленность, но и в корне пересмотреть саму философию отношения к ней как к «дойной корове» для федерального бюджета. Достичь его сбалансированности можно за счет не только повышения налогов, но и сокращения расходов. Стоит напомнить, что за 2007-2014 гг. общие расходы федерального бюджета выросли более чем вдвое - с 6,5 до 14,8 трлн руб. Крупнейший вклад в этот прирост внесли такие статьи, как «Национальная экономика» (увеличение с 730 млрд до 3,1 трлн руб.), «Национальная оборона» (с 840 млрд до 2,5 трлн руб.) и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (с 675 млрд до 2,1 трлн руб.). Совокупный прирост по этим направлениям составил 5,5 трлн руб.

Эти виды расходов и нужно сокращать для балансировки бюджета. Повышение же бремени на «нефтянку» обернется спадом добычи, что, в свою очередь, приведет к снижению поступлений от экспорта.


Рекомендации

Аналитический обзор мировой торговли на рынке готовых присадок к нефтепродуктам

20 000 руб.

Европейский союз: Рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Анализ и прогноз до 2020 года

89 900 руб.

Мировой рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в США. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в Китае. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок битумов. Маркетинговое исследование Рынок битумов. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок мазута. Маркетинговое исследование Рынок мазута. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок автомасел. Маркетинговое исследование Рынок автомасел. Маркетинговое исследование

39 900 руб.