Почему у инвесторов нет интереса к приватизации миноритарного пакета «Роснефти»?

Нефть и нефтепродукты 28 сентября 2016

Роснефть

Фото: © blinow61 / Bigstockphoto

Потенциальных покупателей отпугивает российская корпоративная культура, которая не благоволит миноритариям.

Минувшей весной правительство объявило о намерениях приватизировать до конца года миноритарный пакет акций «Роснефти». Потенциальные доходы от его продажи Минфин оценивал в полтриллиона рублей. Инвестиционным консультантом сделки стал итальянский банк Intesa Sanpaolo S.P.A., одно из подразделений которого (Banca IMI) в 2015 году занималось размещением еврооблигаций «Газпрома». Консультантом же сделки была выбрана компания White & Case, представляющая интересы России в судебном разбирательстве о взыскании с нее $50 млрд в пользу бывших акционеров «Юкоса»; по данным Bloomberg, она должна была найти легальный способ обойти санкции, под которыми находятся «Роснефть» и ее президент Игорь Сечин.

Хотя до конца года остается лишь три месяца, сделка по приватизации госпакета пока так и не проведена. Как полагают эксперты IndexBox, в первую очередь, из-за низкого к ней интереса со стороны инвесторов, которым хорошо известен тот факт, что в России миноритарии не влияют на реальное управление госкомпаниями. В 2000-е годы это наглядно показал опыт приобретения миноритарного пакета «Газпрома» немецкой E.On RuhrGas AG (ФРГ), а в 2010-е - вхождение BP в состав акционеров «Роснефти»: пребывание двух представителей британского нефтяного мейджора в совете директоров компании Игоря Сечина в ее жизни ровным счетом ничего не меняет.

Вовсе не случайно иностранные инвесторы становятся миноритариями преимущественно негосударственных компаний. Иллюстрация тому - покупка в сентябре 2015 года китайским Фондом шелкового пути (SRF) 9,9% акций компании «Ямал-СПГ», акционерами которой являются «Новатэк» (50,1%), французская Total (20%) и китайская CNPC (20%). Еще один пример - покупка 10% акций «Сибура», которую в минувшем декабре осуществила компания Sinopec (КНР). При этом в мае российско-китайская межправительственная комиссия на заседании в Сочи одобрила предложение по продаже еще 10% акций «Сибура» инвестору из КНР. Им станет либо инвестиционная компания CDP-Capital, являющаяся подразделением государственного China Development Bank, либо уже упомянутый Фонд шелкового пути.

Еще одна причина низкого интереса инвесторов - финансовые проблемы «Роснефти». К июню 2015 года её чистый долг достиг 2,5 трлн руб. В условиях санкций компания не может его рефинансировать на международных рынках капитала, из-за чего для привлечения средств она вынуждена использовать предоплату по долгосрочному контракту на поставку нефти в Китай. За счет этого источника долг «Роснефти» к концу 2015 года опустился до 1,7 трлн руб. Однако обеспечить предоплату поставками нефти будет непросто, учитывая неудачу Игоря Сечина в попытке получить средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на освоение Русского и Юрубчено-Тохомского месторождений Ванкорского кластера, а также спад среди ведущих «дочек» «Роснефти»: по итогам 2015 года «РН-Юганскнефтегаз» сократила добычу на 3,2%, «РН-Самотлорнефтегаз» - на 4,7%, а «РН-Томскнефть» - на 8,1%.

По оценке экспертов IndexBox, слабая заинтересованность инвесторов сохранится до тех пор, пока правительство при проведении приватизации будет ограничиваться миноритарными пакетами акций госкомпаний. Ситуация изменится только тогда, когда государство перестанет бояться потери «командных высот» в экономике.


Рекомендации

Аналитический обзор мировой торговли на рынке готовых присадок к нефтепродуктам

20 000 руб.

Европейский союз: Рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Анализ и прогноз до 2020 года

89 900 руб.

Мировой рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в США. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в Китае. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок битумов. Маркетинговое исследование Рынок битумов. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок мазута. Маркетинговое исследование Рынок мазута. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок автомасел. Маркетинговое исследование Рынок автомасел. Маркетинговое исследование

39 900 руб.