Почему в России действуют высокие налоги на труд?

Инвестиции 25 октября 2016

Фото: © SwimmingPoolHV / Bigstockphoto

Снизить ставки социальных взносов мешает устаревшая распределительная система выплаты пенсий.

Одним из барьеров на пути возвращения российской экономики на траекторию роста являются высокие ставки отчислений работодателей во внебюджетные фонды - Пенсионный фонд (22%), Фонд обязательного медицинского страхования (5,1%) и Фонд социального страхования (2,9%). Согласно оценкам PricewaterhouseCoopers, по уровню налогов на труд (35,6%) Россия превосходит не только развитые страны, такие как Великобритания (11,2%), Швейцария (17,7%) или Германия (21,2%), но и некоторые государства бывшего соцлагеря, в частности, Польшу (24,8%) и Казахстан (11,2%).

По мнению экспертов IndexBox, ключевая причина высоких налогов на труд - наличие распределительной пенсионной системы, требующей высоких социальных взносов (22% в РФ против 19,6% в среднем по ОЭСР) и при этом не способной обеспечить приемлемое соотношение средней пенсии к средней зарплате (35,7% в РФ против 54% в среднем по ОЭСР). К числу негативных факторов также относится низкий пенсионный возраст, установленный в далеком 1932 году - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин против 61,9 года для женщин и 62,8 для мужчин в среднем по ОЭСР. Из-за этого даже высокие ставки отчислений не позволяют балансировать бюджет ПФР: по подсчетам Минфина, в 2016 году его дефицит составит 175 млрд рублей.

Снизить налоги на труд можно только за счет постепенного демонтажа распределительной пенсионной системы, полагают аналитики IndexBox. Долгосрочной целью должен стать переход к системе, полностью состоящей из добровольных накоплений граждан, наличие которой будет стимулировать занятость в старших возрастах, рост частных накоплений и, что немаловажно, рождаемость. В рамках этой системы государство должно будет гарантировать лишь страховку от бедности в случае нетрудоспособности, которая будет выплачиваться вне зависимости от возраста.

Переход к такой конфигурации пенсионной системы займет время активной жизни двух поколений, полагает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров. По его мнению, одним из первых шагов на пути к демонтажу распределительной системы могло стать стимулирование более позднего выхода на пенсию за счет увеличения размера будущих выплат. Другой возможный шаг - изменение правил индексации пенсий, чтобы расходы на пенсионное обеспечение, выраженные в процентах к ВВП, снижались в период экономического роста, а не росли. К числу мер Назаров также относит постепенное повышение пенсионного возраста, ликвидацию льгот на получение досрочных пенсий, а также направление в пенсионную систему доходов от экспорта углеводородов и приватизации госсобственности.

Однако когда подобная трансформация пенсионной системы станет возможна, большой вопрос.