Поспособствовали ли санкции импортозамещению в нефтегазовой отрасли?

Нефтяной газ и газообразные углеводороды 15 ноября 2016
Автор статьи: IndexBox

Фото: © Curraheeshutter / Bigstockphoto

Добиться частичного замещения импорта реалистично на рынке нефтесервисных услуг, но не в сфере нетрадиционной добычи углеводородов.

Российская нефтяная отрасль наиболее сильно зависит от импорта технологий и оборудования, необходимых для освоения шельфа и увеличения нефтеотдачи пластов, пишут эксперты Аналитического центра при Правительстве в специальном выпуске Энергетического бюллетеня, посвященном влиянию секторальных санкций на отечественную нефтегазовую промышленность. В августе 2014 года США и ЕС наложили запрет на поставку в Россию товаров, услуг и технологий для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шлейфе и в сланцевых пластах, напоминают аналитики Индексбокс. Под запрет также попало предоставление займов сроком более 90 дней для таких компаний, как «Газпром нефть», «Новатэк», «Роснефть» и «Транснефть».

Санкции практически не отразились на добыче нефти в России, отмечают эксперты Аналитического центра при Правительстве. В 2014 году нефтедобыча в годовом выражении выросла на 0,7%, а в 2015-м - на 1,4%, достигнув 534,1 млн т (данные ЦДУ ТЭК). Связано это с малочисленностью российских проектов в сфере нетрадиционной нефти. К ним, в частности, относятся проекты «Роснефти» и ExxonMobil на шельфе Арктики (скважина «Университетская-1» в Карском мире) и Черного моря («Туапсинский прогиб»), а также «Лукойла» и французской Total по разработке участков баженовской свиты в Западной Сибири. В 2015 году эти проекты были свернуты из-за ухода зарубежных компаний, которые играли ключевую роль в поставке оборудования для работы на глубоководном шельфе (ExxonMobil) и в применении современных технологий гидроразрыва пласта (Total). От санкций косвенно пострадал и «Газпром», который хотел привлечь Shell к разработке Южно-Киринского месторождения на Сахалине.

Это, в свою очередь, придало актуальность вопросу импортозамещения в нефтегазовой отрасли, тем более что у китайских и индийских компаний нет опыта и технологий для нетрадиционной добычи нефти. В 2015 году Минэнерго и Минпромторг подготовили Планы по импортозамещению в ТЭК (таблица 1), однако у экспертов Аналитического центра при Правительстве есть сомнения в их реалистичности. Причина тому - уже упомянутая высокая доля импорта в потреблении технологий, использующихся для добычи на грубоководном шельфе и увеличения нефтеотдачи пластов (90-95%). Чуть более реалистичны перспективы импортозамещения на рынке нефтесервисных услуг, однако и здесь к 2020 году доля импорта в лучшем случае будет составлять не менее трети. Чтобы добиться этой цели, регуляторы должны стимулировать разработку инноваций в нефтесервисе и их использование нефтяными компаниями (например, через обязательство использовать отечественные технологии во всех проектах), заключают эксперты Аналитического центра при Правительстве.

Технологические направления импортозамещения в нефтегазовой отрасли

Приход в Россию зарубежных нефтесервисных компаний обеспечил восстановление нефтедобычи, напоминают аналитики Индексбокс. Результатом того, что с середины 1990-х реабилитацией загубленных в советское время месторождений занимались мировые гиганты нефтесервиса (Schlumberger, Halliburton и Baker Hughеs), стал полуторакратный прирост добычи нефти в 1999-2004 гг. (с 305 млн до 457 млн т). 

Согласно прогнозу Международного энергетического агентства, в 2015-2020 гг. Россия будет лидером по объемам падения нефтедобычи среди стран, не входящих в ОПЕК. Этот прогноз может воплотиться в жизнь, учитывая начавшийся спад среди западносибирских дочек нефтяных мейджоров. По итогам прошлого года РН-Юганскнефтегаз» сократил добычу на 3,2%, «РН-Самотлорнефтегаз» - на 4,7%, «РН-Томскнефть» - на 8,1%, Лукойл-Западная Сибирь» - на 6,1%, а «Газпронефть-Ноябрьскнефтегаз» - на 1% (данные официальной отчетности).

Чтобы остановить спад добычи, нефтяным мейджорам необходимо разбуривать старые месторождения, которые уже серьезно выработаны. В проведении буровых работ ведущим игрокам отрасли не обойтись без услуг зарубежных нефтесервисных компаний, ограничения на деятельность которых, в конечном счете, могут негативно отразиться на динамике нефтедобычи. Поэтому стимулировать импортозамещение в нефтесервисе лучше за счет косвенных мер (например, через предоставление налоговых льгот и субсидий на НИОКР), не ограничивающих конкуренцию на рынке, подытоживают аналитики Индексбокс.