Рост потребления замороженных овощей в развивающихся странах

Овощи и фрукты 11 марта 2016

рынок замороженной продукции, рынок замороженной плодоовощной продукции

Рынок замороженных продуктов - один из самых больших и быстрорастущих в пищевой промышленности. По итогам 2015 года мировой рынок замороженных овощей превысил 10 млрд. тонн, что на 3% выше уровня предыдущего года. Под влиянием растущего населения, урбанизации и постепенного роста уровня жизни в большом количестве стран, мировой спрос на пищевые полуфабрикаты будет расти.

Замороженные овощи - идеальный продукт в современных условиях жизни. Современный горожанин больше всего ценит быстроту и удобство приготовления и хранения. Это делает замороженные овощи одним из наиболее перспективных сегментов пищевой промышленности.

Всё это способствует росту спроса на замороженные овощи. По оценкам IndexBox, к 2020 году объем их потребления и в мире составит 11,3 млн. тонн, а среднегодовые темпы прироста рынка в ближайшие несколько лет составят - +2% в год.

Объем и динамика потребления замороженных овощей, ягод и фруктов в России

Уровень и темпы роста потребления замороженных овощей значительно отличаются в разных регионах мира. Это связано с неравенством в уровне развития, доходах, разной степенью урбанизации и социальной модернизации. В целом, потребления замороженных овощей выше в наиболее развитых странах. Среди социальных групп во всех странах потребление замороженных овощей выше у обеспеченных взрослых людей и пенсионеров.

Развитию производства и потребления замороженных овощей в развивающихся странах способствует проникновение западного образа жизни с его ускоренными темпами, при которых замороженные продукты обретают своего потребителя - это здоровый, качественный и быстрый в приготовлении продукт.

На сегодняшний день следует отметить дефицит современных мощностей по производству заморозки в большинстве стран мира. По оценкам IndexBox, в среднесрочной перспективе можно ожидать как качественный, так и количественный рост производства замороженных овощей.

В заключение остановимся на некоторых региональных деталях потребления.

Северная Америка (США, Канада) - насыщенный рынок, стабильные темпы роста

Культура потребления замороженных полуфабрикатов в США - одна из самых устойчивых в мире - на долю заморозки там приходится более 70% от совокупного объема потребления всех продуктов. США являются лидером потребления замороженных овощей среди всех стран мира - на них в 2014 году приходилось 35% мирового рынка (в натуральном выражении). Ежегодные темпы прироста в среднесрочной перспективе составят 1% - это несколько ниже мировых показателей, так как рынок в значительной степени уже сформирован, и предпосылок для активного роста потребления нет.

Прочие развитые страны (ЕС, Япония, Австралия) стремятся к показателям Северной Америки

Страны ЕС характеризуются разнонаправленными темпами прироста потребления - в Союз входят страны с разным уровнем доходов, в том числе относительно бедные и находящиеся в начале глубокой социальной модернизации. Такие как Польша, Румыния или Латвия.

Лидерами среди стран ЕС являются Италия, Франция, Германия и Великобритания - в 2014 году на их долю в совокупности приходилось 29% от мирового потребления замороженных овощей. Кроме того, это еще и наиболее населенные страны Европы. К 2020 году доля останется на том же уровне.

Страны Восточной Европы отстают от них, однако в будущем, возможно, имеют большие перспективы потребления замороженных овощей. Этому будет способствовать повышение уровня доходов и распространение западного образа жизни.

Показатели потребления замороженных овощей в Японии схожи с западноевропейскими, поэтому она также была включена в данную группу. В среднесрочной перспективе в Японии ожидается постепенное сокращение потребления продукции, так что доля страны в совокупном объеме потребления может сократиться с 5% до 3%. Это обусловлено демографическими процессами - рост населения Японии все больше замедляется.

Латинская Америка, СНГ - низкая насыщенность рынка и умеренные темпы роста

Страны Латинской Америки и СНГ - имеют схожие среднедушевые объемы потребления замороженных овощей (ниже среднемирового уровня) и близкие темпы прироста на среднесрочную перспективу. Лидером здесь является Российская Федерация - на ее долю в 2014 году приходилось 2% от совокупного объема мирового потребления. Прогнозируемые среднегодовые темпы прироста потребления до 2020 года составят 6%. Экономическая нестабильность и снижение реальных доходов населения будут являться важнейшим стоп-фактором рынка в этих странах.

В целом рынок замороженных овощей в странах группы имеет хорошие перспективы роста, однако для этого необходима стабилизация экономики.

Азия (Китай, Индия, Индонезия) - низкая насыщенность рынка, взрывной рост

Страны с большой и растущей численностью населения, урбанизацией и стремительными темпами развития экономики имеют наилучшие перспективы роста потребления замороженных овощей. К ним можно отнести Индию, Китай, Индонезию - они уже входят в топ-15 стран по среднедушевому потреблению заморозки. К 2020 году их доли на мировом рынке возрастут. Среднегодовые темпы прироста в 2016 - 2020 гг. - в среднем +10%. Рынок стран рассматриваемой группы еще очень далек от насыщения. Помимо указанных факторов на него влияет внедрение холодильного оборудования и европеизация.

Африка, Ближний Восток, Океания - наименее развитый рынок

В данную группу входят отсталые страны с самым низким уровнем потребления замороженных овощей. Ввиду разных экономических, социальных или политических причин, рынок продукции еще не сформирован. В обозримом будущем он имеет низкие перспективы развития. В отдельных странах мира замороженные овощи в принципе отсутствуют в продаже (нет производственной-логистической инфраструктуры). Кроме того, большинство стран из группы имеют практически круглогодичную возможность сбора урожая свежих овощей.

Источники:
Маркетинговое исследование. Рынок замороженных овощей, ягод и фруктов

World: Vegetables (Frozen) - Market Report. Analysis And Forecast To 2020