Рынок алюминиевого профиля в России: Производители уверенно смотрят в будущее

Металлоконструкции и металлоизделия 27 января 2015
Автор статьи: Юлия Яцина

рынок алюминиевого профиля

2014 год был отмечен негативными тенденциями в алюминиевой промышленности: на протяжении этого периода происходило повышение цен на первичный алюминий, что означает удорожание сырья для производства алюминиевосодержащих изделий, в том числе алюминиевых профилей. Кроме того, конец года был отмечен кризисными тенденциями в российской экономике, что безусловно окажет тормозящий эффект для дальнейшего развития алюминиевой промышленности. Однако ключевые игроки отрасли готовы противодействовать всем негативным факторам и рассчитывают не только на сохранение своих позиций на рынке, но и на расширение своего производства. В чем же причина их оптимизма? На что направлена стратегия предприятий алюминиевой промышленности в условиях кризиса?

По данным маркетингового исследования, проведенного компанией IndexBox, российский рынок алюминиевого профиля по состоянию на 2013 год на 83,8% состоит из продукции отечественного производства. Ключевыми игроками на рынке являются такие компании, как ЗАО "Татпроф", ООО "ЛПЗ "СЕГАЛ", ООО "Агрисовгаз", ООО "Международная алюминиевая компания", ООО "Реалит", ООО "Волжская металлургическая компания". Все эти компании обладают мощной производственной базой, позволяющей им выпускать конкурентоспособную продукцию, которая не только обеспечивает внутренний рынок, но и отправляется на экспорт. 

Состояние на рынке алюминиевого профиля напрямую зависит от общего состояния алюминиевой промышленности. Если до 2013 года наблюдалось снижение цен на алюминий на Лондонской бирже цветных металлов LME, то в 2014 году эта тенденция сменилась на противоположную, что автоматически означает повышение расходов на сырье при производстве алюминиевого профиля. На российском рынке ключевым игроком в алюминиевой промышленности является компания "РУСАЛ", которая устанавливает собственные закупочные цены на алюминий. Таким образом, управленческие решения компании в конечном итоге влияют на политику всех других предприятий, работающих в отрасли. Повышение цен на алюминий на мировом рынке привело к тому, что 4 августа 2014 года компания "РУСАЛ" объявила об увеличении цен закупки алюминия. Это сразу же отразилось на производителях алюминиевого профиля: так, ООО "ЛПЗ "Сегал" принял стратегическое решение повысить цены на свою продукцию с 20 августа 2014 года на 5%.

Несмотря на то, что мировая алюминиевая промышленность в последние годы развивалась под влиянием стабильного роста спроса на свою продукцию, на российском рынке ситуация противоположная. Производители продукции из алюминия и алюминиевых сплавов в последние годы сталкиваются с падением спроса, что негативно отражается на развитии отрасли. Существуют определенные риски, что потребители алюминиевых профилей в сложных экономических условиях заменят данную продукцию более дешевыми видами материалов.

Для решения некоторых производственных задач алюминиевые профили незаменимы, что приводит к тому, что даже при условиях повышения расходов на сырье на рынке появляются новые игроки: так, в марте 2014 года ОАО "Златоустовский машиностроительный завод" запустил новую производственную линию по изготовлению алюминиевого профиля мощностью 500 тонн в месяц.

Цель такого решения - обеспечение алюминиевым профилем собственного производства по изготовлению радиаторов отопления "Термал".

Кризисные явления конца 2014 года, безусловно, только усиливают риски дальнейшего развития алюминиевой промышленности. Тем не менее, ключевые игроки рынка с оптимизмом смотрят в будущее: если в краткосрочной перспективе они не смогут избежать торможения на рынке, то в долгосрочной перспективе они уверены в том, что способны к дальнейшему расширению своих позиций. Участники рынка готовы искать пути преодоления кризисных явлений и принимать эффективные антикризисные меры.

В условиях резкого падения рубля в декабре 2014 года компания "РУСАЛ" была вынуждена снизить закупочные цены на алюминий в целях стимулирования его потребления. Также в декабре 2014 года, Российский союз поставщиков металлопродукции (РСПМ) организовал совещание производителей, поставщиков и потребителей алюминия, проката и профилей на его основе, в котором принимало участие более 120 компаний, в том числе ЗАО "Татпроф", ООО "Агрисовгаз", ООО "Международная алюминиевая компания", ООО "Реалит". Несмотря на то, что все эксперты отрасли признают наличие серьезных рисков на рынке, компания "Татпроф" планирует расширение своего производства в 2015 году на 25%. Кроме того, на совещании РСПМ обсуждалась возможность фиксирования закупочных цен на алюминий в рублях в целях поддержки внутреннего рынка в условиях кризиса.

Рынок алюминиевого профиля: соотношение импортной и отечественной продукции