Производство автоцистерн и прицепов-цистерн в 2015 г. снизилось на 21% г/г

Сельхозмашины 24 марта 2016

Производство автоцистерн и прицепов-цистерн в РФ сокращается с 2014 года. В 2015 году было произведено на 1057 единиц продукции меньше, чем в предыдущем году. Преодоления спада в ближайшее время ожидать не приходится.

Российские предприятия показывают разнонаправленную помесячную динамику производства автоцистерн и прицепов и прицепов в 2015 году. Индекс производства к предыдущему месяцу был отрицательным на протяжении 6 месяцев из 12.

Совокупное падение объемов производства в 2015 году составило 21% г/г. Сокращение объемов производства автоцистерн и прицепов вызвано падением спроса со стороны автотранспортных предприятий, который сдерживается снижением покупательной способности конечных потребителей. Специалисты IndexBox выяснили, что неуверенность в будущем побуждает заказчиков спецтехники откладывать обновление и расширение парка. Перевозки ведутся с помощью уже имеющейся техники, либо с применением техники, бывшей в употреблении, либо взятой в аренду. Это становится причиной снижения объемов производства автоцистерн и прицепов-цистерн.

Объем производства автоцистерн и прицепов в стоимостном выражении повторяет динамику производства в натуральном выражении, имея при этом менее выраженное падение. Так, в 2015 году объем производства в стоимостном выражении оказался на 51,1% ниже г/г.

В 4 кв. 2015 г. автоцистерн было произведено 648 штук, что составляет 52% от совокупного объема производства автоцистерн и цистерн-прицепов в натуральном выражении. Доля прицепов-цистерн несколько меньше. Отсутствие структурных изменений производства продукции по товарным категориям обусловлены устойчивым спросом со стороны потребляющих отраслей.

В числе важнейших предприятий рынка автоцистерн можно выделить: ОАО «ГРАЗ» из Нижегородской области, ЗАО «СЕСПЕЛЬ» из Республики Чувашия, ОАО «НЕФАЗ» из Республики Башкортостан, ЗАО «БЕЦЕМА» из Московской области, ЗАО «ЭРМЗ» из Тверской области, ОАО «Завод Старт» из Курганской области, ООО «ЧМЗ» из Челябинской области, ЗАО «КАПРИ» из Ленинградской области и др.

Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Приволжский федеральный округ: в 4 кв. 2015 года там было произведено 583 автоцистерн и цистерн-прицепов, что составляет 46,5% от совокупного объема. На втором месте с долей 35,3% находится Уральский федеральный округ, на третьем месте - Центральный федеральный округ с долей 15,3%. В совокупности на данные федеральные округа приходится 97,1% российского объема производства в 4 кв. 2015 года, в то время как в 1 кв. 2015 года на те же округа приходилось в совокупности 96%. Стабильное распределение долей в совокупном объеме производства показывает равномерное внутригодовое использование мощностей во всех федеральных округах.

По итогам 2015 года сокращение объемов выпуска машин и оборудования составило 14,1% относительно уровня 2014 года. Помимо автоцистерн снизился выпуск грузовых и пассажирских вагонов, дорожно-строительной техники, автокранов. Причина это в том, что в кризис большинство предприятий откладывают обновление основных средств. На это указывает, к примеру, снижение инвестиций за 2015 г. почти на 10% г/г. Восстановление производства автоцистерн и прицепов-цистерн в среднесрочной перспективе ожидать не приходится ввиду снижения объёмов грузоперевозок.

Источники:

Маркетинговое исследование. Рынок автоцистерн

Маркетинговое исследование. Рынок прицепов и полуприцепов цистерн