Производство лифтов: болезни роста

Электрооборудование, электроника и оптика 20 декабря 2013

Производство лифтов: болезни роста

По мере удовлетворения спроса на замену изношенных лифтов в домах советской постройки, российские производители, увеличивающие в последние годы объёмы выпуска вслед за растущим российским рынком, вынуждены искать новые рынки сбыта. Как наши заводы решают эту непростую задачу и станут ли российские лифты конкурентной продукцией на мировом рынке?

Темп роста российского рынка лифтов в 2012 году сократился до 116% (годом ранее этот показатель составлял 124%), что свидетельствует о постепенном приближении рынка к насыщению. Высокие темпы роста рынка в 2011 и 2012 годах обеспечил повышенный спрос со стороны организаций, занимающихся заменой изношенных пассажирских лифтов в домах советской постройки, поскольку сроки службы большинства российских лифтов предыдущего поколения подошли к концу именно в эти годы. В 2013 году спрос на замену лифтов начал сбавлять обороты - по итогам текущего года ожидается рост рынка всего на 4%. При этом, в 2012 году резко вырос спрос на лифтовое оборудование на рынках стран СНГ, так как лифты в этих странах устанавливались в то же время, что и в России и также требуют срочной замены. Таким образом, увеличившиеся за последние годы импортные поставки будут частично перераспределены в СНГ, в связи с чем, импорт на Российском рынке в ближайшие годы будет стагнировать.

Стоит отметить, что китайская продукция в общем объёме импорта (без учета поставок из стран Таможенного союза) занимают всего чуть менее 25%. Столь малая доля Китая в импорте, по словам представителя завода ООО «СИБЛИФТ», связана с неудачным опытом поставок недорогих Китайских лифтов в Сибирь и на Дальний восток 2 года назад, когда было выявлено несоответствие большей части данных лифтов российским стандартам безопасности. Этот прецедент надолго избавил российских производителей от ценовой конкуренции с китайской продукцией. Таким образом, заметную конкуренцию российским производителям в эконом-сегменте в настоящее время составляет лишь белорусский производитель ОАО «Могилевлифтмаш», доля рынка которого в 2012 году составляла около 15%. Что же касается премиум-сегмента, то на нём преобладает весь остальной импорт европейского происхождения - лифты данной ценовой категории устанавливают, как правило, в крупных торговых и бизнес центрах, а так же в элитных жилых домах. 

Доля российских лифтов на рынке в 2012 году составила 63,3%, при этом производство в последние годы росло вместе с рынком на 18-19% в количественном выражении. Концентрация производителей на рынке весьма высока - на долю 2-х крупнейших российских предприятий ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» и ОАО «Карачаровский механический завод» в 2012 году приходилось в совокупности чуть менее 56% рынка. Большинство лифтов российского производства относятся к низкому ценовому сегменту. Исключением является продукция ООО «Отис Лифт», которую можно отнести к среднему ценовому сегменту. 

Многие участники рынка отмечают, что помимо российских заводов на территории РФ функционируют и небольшие иностранные предприятия по «отвёрточной» сборке лифтов из импортных комплектующих. Успех данных предприятий обусловлен тем, что данный способ ведения бизнеса намного выгоднее поставок в Россию готовых изделий. Крупным российским предприятием, которое осуществляет сборку лифтов из импортных комплектующих (параллельно с полным циклом производства) является ООО «Отис Лифт».

В завершении статьи, не могу не отметить, что в ходе общения с российскими производителями в рамках проведения маркетингового исследования «Рынок лифтов. Ноябрь 2013», мне особенно бросалась в глаза отличная осведомлённость большинства производителей о событиях, происходящих на рынке и о ситуации на предприятиях - конкурентах. Исходя из своего опыта, считаю это обстоятельство пусть и субъективным, но достаточно весомым подтверждением профессионализма работников данной отрасли, что, безусловно, скажется на её дальнейшем развитии самым лучшим образом.

По мере насыщения рынка, отечественные производители всё активнее стремятся поставлять свою продукцию на развивающиеся рынки СНГ. Особенно привлекательным для них является рынок Казахстана, который состоит с Россией в Таможенном союзе и в настоящий момент не имеет собственного производства лифтов. Ожидается, что по итогам 2013 года экспорт лифтов вырастет по отношению к уровню 2012 года в 2,3 раза и перевалит за отметку в 1000 лифтов в год, а к 2015 году у него есть все шансы дойти до уровня в 1400 шт.