Рынок мороженого в России: Отечественное производство адаптируется к кризису

Молочные продукты 7 октября 2016

рынок мороженого

Рынок мороженного России: Благодаря переориентации на продукцию низкого ценового сегмента производители мороженого в январе-июле 2016 года продемонстрировали рост в 7% г/г после 5-процентного спада в 2015-м. Перспектива дальнейшего увеличения выпуска будет во многом зависеть от спроса на внешних рынках.

Российский рынок мороженого адаптируется к кризису. По результатам анализа рынка мороженого, проведенного аналитиками IndexBox Russia, если в 2015 году выпуск снизился на 5% г/г (до 374 тыс. т), то по итогам первых семи месяцев 2016 года он был наращен на 7% г/г. По оценкам IndexBox, прошлогодний спад связан со скачком цен (продовольственная инфляция составила 19,1%) и снижением реальных доходов населения (минус 4,3%). Добиться восстановления отрасли в 2016 году удалось за счет адаптации ее участников к изменившимся условиям рынка. Потребители стремятся найти наиболее оптимальный товар по соотношению цены и качества, отмечают опрошенные IndexBox эксперты, а потому производители переориентируют выпуск на продукцию низкого ценового сегмента и регулярно обновляют ассортимент.

Производители мороженого рассчитывают на рост спроса. Косвенное тому свидетельство - новые и только что реализованные инвестиционные проекты в отрасли. Так, в 2016 году ОАО «Челны-Холод» провело реконструкцию вафельного цеха мощностью 100 т в сутки (размер капиталовложений составил 203 млн руб.), а «Комос Групп» (один из крупнейших агрохолдингов России, объединяющий производителей Удмуртии и Пермского края) завершила модернизацию хладокомбината «Созвездие» годовой мощностью 12 тыс. т., обошедшуюся в 1 млрд рублей. В свою очередь, компания UVIC AS (крупнейший представитель эстонского рынка замороженных продуктов) планирует инвестировать 1,5 млрд рублей в строительство завода по производству мороженого в Новгородской области.

Наращивание производства за счет ввода мощностей позволит российским предприятиям увеличить присутствие на внешних рынках. Так, на фоне слабого рубля некоторые производители приступили к налаживанию поставок в Китай: в 2016 году об этом сообщали такие компании, как ООО "УК«НовоКузбассХолдинг", ООО "Серебряный снег", ООО "Милк Трейд", ООО "Башкирское мороженое" и ОАО "Липецкий хладокомбинат".

Рынок мороженого России в 2016 году: динамика производства

Динамика производства мороженого в РФ

В январе-июле 2016 года прирост производства в стоимостном выражении оказался более высоким, чем в натуральном, составив 13% г/г. По оценке IndexBox, рост себестоимости связан с использованием производителями импортных ингредиентов (какао, пальмовое масло, фруктовые и ягодные начинки), а также удорожанием отечественного сырья из-за неэффективности политики государственных закупок.

Объем производства мороженого в натуральном и стоимостном выражении

Основные производители мороженого

К крупнейшим в России производителям мороженого можно отнести: ООО «Нестле Россия», ООО «ТАЛОСТО-3000»(Санкт-Петербург), ООО «ТД Айсберри» (Вологда), ОАО «Челны-Холод» (Набережные Челны), ООО «УК «НовоКузбассХолдинг» (Кемеровская область), OOO «Альтервест» (Москва), АО «БХК» (Белгород), OOO «Инмарко» (Москва; входит в состав Unilever) и ОАО «ТД «Русский Холодъ»(Московская область).

Российский рынок мороженого 2016: география производства

Во втором квартале 2016 года регионом-лидером по производству мороженого являлся Центральный федеральный округ, доля которого в общероссийском выпуске составила 24,2% (37,7 тыс. т); за ним следовали Приволжский (22,7%) и Сибирский ФО (20,9%). Их суммарная доля на рынке мороженого во втором квартале была почти такой же, что и в первом (67,8% против 66%, что говорит о стабильности загрузки мощностей в федеральных округах.

Структура производства мороженого по федеральным округам РФ

Прогноз развития российского рынка мороженого России

По оценке IndexBox, отрасль по производству мороженого в среднесрочной перспективе продолжит рост. Его основными драйверами станут умеренный рост реальных доходов населения (по оценке МЭР, 2017-2019 гг. они суммарно вырастут на 3,8%), а также расширение экспорта российской продукции в Китай и республики бывшего СССР на фоне слабого рубля. В немалой степени перспективы отрасли будут зависеть от эффективности маркетинговой политики компаний, которые пытаюсь привлечь потребителя за счет ввода новых торговых марок и экспериментов с дизайном и вкусовыми качествами продукции.

Источник: Маркетинговое исследование рынка мороженого