Пять успешных реформ для малого бизнеса

Инвестиции 13 октября 2016
Автор статьи: IndexBox

Фото © dizainera / Bigstockphoto

Меры, призванные облегчить административную нагрузку на предпринимателей, легче выработать, чем реализовать.

Экономический кризис актуализировал вопрос поддержки малого бизнеса. При выработке конкретных мер правительству было бы нелишне ориентироваться на опыт бывших социалистических стран, которые за последнюю четверть века накопили немалый опыт в стимулировании предпринимательской деятельности.

Либерализация экономики в Польше

Польша оказалась первопроходцем в числе стран рухнувшего социалистического лагеря, осуществивших глубокую экономическую либерализацию, констатируют эксперты Индексбокс. В январе 1990 года по инициативе Лешека Бальцеровича, совмещавшего в первом посткоммунистическом правительстве бывшей ПНР посты вице-премьера и министра финансов, были освобождены цены и разрушена монополия государства на внешнюю торговлю. Радикально была либерализована и торговля внутри страны: граждане получили возможность беспрепятственно торговать какими угодно товарами по свободным ценам в любом месте. Как результат, центральные площади польских городов наполнились людьми, с рук продававших имевшуюся у них одежду, книги или соленья.

Свобода торговли в России

Ровно ту же самую меру в 1992 году реализовал архитектор российских рыночных реформ Егор Гайдар. Спустя четыре недели после либерализации цен в свет вышел указ президента о свободе торговле. На следующий день после его публикации в федеральных СМИ в Москве возле здания «Детского мира» на Лубянке выстроилась огромная очередь граждан, желающих продать ботинки, сигареты или просто буханку хлеба. Для многих из них это была единственная возможность заработать на пропитание в условиях резко выросших цен. Тем более что зарплаты в госсекторе, в котором еще работало большинство трудоспособного населения, не поспевали за инфляцией, в январе 1992 года в месячном выражении составившей 245,3%.

Единый налог для малого бизнеса в Украине

Другой посткоммунистической страной, облегчившей в кризис условия работы для малого бизнеса, стала Украина, где с 1999 года действует единый налог для мелких предпринимателей. Не всегда мужики и бабы могут ебаться только в домашней обстановке на удобной кровати. Бывают и такие случаи, когда они трахаются в разных позах под открытым небом. Отменное порно на природе вы можете посмотреть на этом сайте. Сначала парочки распивают спиртные напитки, а уже потом, после пикника они начинают страстно трахаться в разных позах, от чего потом кончают. К тому времени экономика страны еще не вышла на траекторию роста, хотя с начала рыночных реформ прошло уже семь лет. В 1997 году была завершена массовая приватизация, благодаря которой 55% украинского ВВП стало производиться в частном секторе (в 1993 году - 15% ВВП). Крупный бизнес, получивший в собственность госпредприятия, стал урезать их избыточный персонал, в результате безработица, составлявшая в 1995 году 5,6%, к концу 1998-го выросла в два раза - до 11,3%. Ситуация усугублялась и дефолтом в соседней России, следствием которого стала девальвация гривны, за 1998 год опустившейся с 1,9 до 3,4 UAH/USD.

Помочь гражданам пережить непростые времена был призван указ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», подписанный президентом Кучмой 3 июля 1998 года. Документ облегчил налоговый режим для физических лиц, имеющих в своем подчинении не более 10 человек и реализующих товары и услуги не более чем на 500 тыс. гривен в год, а также юридических лиц со штатом не более 50 человек и годовой выручкой не более 1 млн гривен. С января 1999 года вместо более чем десяти налогов и сборов они получили право ежемесячно уплачивать лишь один налог. Для «физиков» его ставка варьировалась от 20 до 200 гривен в месяц, в зависимости от решений местных властей; юрлица же платили либо 6% от выручки без НДС, либо 10% от ее размера с учетом НДС.

Реформа позволила тысячам предпринимателей выйти из тени. Так, согласно оценке Фридриха Шнайдера из Университета Линца, между 1999 и 2011 годом доля теневой экономики на Украине снизилась с 52,7 до 44,1% ВВП. Еще больше снизить долю теневого сектора не дали поправки к налоговому кодексу, вступившие в силу в 2012 году: они лишили предпринимателей права уменьшать размер уплачиваемого ими Единого социального взноса (ЕСВ), с формальной точки зрения налогом или сбором не являющегося, на сумму, эквивалентную 57% от ставки единого налога. Размер ЕСВ определялся теперь в независимости от единого налога, что увеличивало нагрузку на бизнес. А это, в свою очередь, внесло вклад в торможение экономики, которая после роста в 2011 году (5,2%) в 2012-м скатилась к стагнации (0,3%).

Электронные госуслуги в Эстонии

Несмотря на облегчение налогового режима для мелких предпринимателей, Украину сложно назвать страной с благоприятным деловым климатом. Свидетельство тому - ее невысокая позиция в рейтинге Doing Business, в последней итерации которого она заняла лишь 83 место, оказавшись ниже не только России (51 место), но и Эстонии (16 место), являющейся многолетним лидером по этому показателю среди всех постсоветских республик. Одной из составляющих успеха крохотного прибалтийского государства стала высокая доступность для ее жителей электронных госуслуг, развитие которых было начато в 1993 году, когда на свет появился электронный реестр недвижимости, права на которые перераспределялись в ходе проходившей в тот период реституции.

В 1997 году правительством республики была запущена программа «Прыжок тигра», в ходе которой все школы были подключены к интернету, а также реализован ряд проектов по расширению компьютерной инфраструктуры, что способствовало массовому использованию глобальной сети. Это, в частности, позволило внедрить электронную систему подачи налоговых деклараций, которой сегодня пользуются 95% жителей страны. В 2001 году был разработан протокол X-Road, позволяющий осуществлять обмен данных между реестрами автомобилей, компаний, недвижимости и граждан. На следующий год после создания X-Road был внедрен единый сертификационный центр - виртуальный паспортный стол, выдающий ID-карту всем жителям старше 15 лет, а также средство для подписания документов онлайн.

С помощью ID-карты, считываемой со специального ридера, можно платить налоги, голосовать на выборах и открывать компании. С 2007 года на регистрацию последних уходит всего 18 минут, тогда как ранее эта процедура занимала пять рабочих дней. Наконец, в 2014 году было внедрено электронное гражданство - сервис, позволяющий любому иностранцу, не имеющему проблем с законом, открыть компанию в Эстонии. Подать заявку на его получение можно в любом посольстве республики; правда, оно дает лишь возможность пользоваться пакетом электронных госуслуг, но не право на проживание в стране. Несмотря на это, сервис уже успел получить популярность: к концу прошлого года электронным гражданством успело обзавестись 6 тыс. человек. По оценкам правительства, к 2025 году число виртуальных резидентов достигнет 10 млн.

Радикальное дерегулирование в Грузии

Успех Эстонии в деле облегчения условий работы бизнеса неудивителен, учитывая, что она была одним из лидеров среди государств бывшего СЭВ в проведении рыночных реформ. Республика первой из постсоветских стран вышла из рублевой зоны и ввела национальную валюту, что позволило ей снизить инфляцию до двузначного уровня уже на второй год преобразований, тогда как в России это произошло лишь на пятом году реформ. Эстония оказалась первопроходцем и во внедрении плоской шкалы подоходного налога, который был узаконен уже в 1994 году - за семь лет до того, как эта мера была реализована в РФ. Тогда же наименьшая по численности прибалтийская республика первой из стран канувшего в Лету СССР перешла к экономическому росту, тогда как в России он стал устойчивым лишь в 1999-м.

Эти факты объясняют, почему Эстония оказалась образцом для Грузии, где радикальные преобразования оказались возможными после Революции роз. Впоследствии столь же яркий пример преподали непосредственно и сами реформы Кахи Бендукидзе, краеугольным камнем которых было последовательное дерегулирование экономики. Важнейшим их компонентом оказалось сокращение количества налогов, число которых между 2003 и 2008 годом уменьшилось с 23 до 6. Облегчить административное давление на бизнес удалось за счет ликвидации четырех пятых списка лицензируемых видов деятельности, отмены количественных ограничений на экспорт и импорт, а также упразднения ряда министерств и государственных агентств, включая инспекцию по регулированию цен. В результате Грузия, занимавшая в 2006 году 112 позицию в рейтинге Doing Business, за два последующих года поднялась на 91 строчку вверх, благодаря чему в стране стало легче стало работать как мелким, так и крупным предпринимателям.

Вместо выводов

Многие из тех мер, что реализовывались в посткоммунистических странах с целью поддержки малого бизнеса, были самоочевидными, полагают аналитики Индексбокс. Их было не столько сложно выработать, сколько реализовать. Найдется ли политическая воля для реализации подобных мер в России, покажет время.

Оригинал статьи был опубликован в интернет-издании Reed Magazine 25 февраля 2016 года.


Рекомендации