Рынок активированного угля в России вышел из-под защиты импортной пошлины

Уголь и продукты переработки 4 февраля 2015

Рынок активированного угля

7 сентября 2014 года закончилось действие специальной пошлины на импорт активированного угля в Россию. К чему привели защитные меры и какие последствия ожидают рынок активированного угля?

Защитная импортная пошлина в размере 450 долларов за тонну активированного угля была введена 8 сентября 2011 года для предотвращения негативного воздействия импорта на развитие отечественной отрасли. Согласно исследованию рынка активированного угля, импортная продукция начала активно теснить отечественных производителей уже в 2010 году по мере восстановления рынка после кризисного падения в 2008 году. Для поддержки российских компаний, особенно главного производителя ОАО «Сорбент», и были приняты защитные меры, сроком до осени 2014 года. 

Результатом действия пошлины стал рост российского производства с 4 тыс. тонн в 2011 году до почти 6 тыс. тонн в 2014, причем основной объем пришелся на флагмана отрасли - ОАО «Сорбент». Фактически, в этом периоде конкурентоспособность российского активированного угля искусственно поддерживалась государством, и она закончилась в сентябре 2014 года.

Поскольку за три года защиты российского рынка активированного угля не произошло значимых технологических изменений и прорывов в сфере производства, снятие заградительных пошлин повлекло бы за собой очередной виток роста импорта. Однако резкое ослабление курса рубля в 2014 году привело к пассивному удорожанию всей импортной продукции, в результате чего российский активированный уголь вновь стал конкурентоспособным.

В 2014 году российские производители укрепили свои позиции на внутреннем рынке, чему свидетельствовали: рост производства на 30% (с 4,3 тыс. тонн до 5,6 тыс. тонн), снижение экспорта на 40% (с 2 тыс. тонн до 1,2 тыс. тонн), снижение импорта на 2% (с 12,6 тыс. тонн до 12,4 тыс. тонн). В итоге доля российского производства выросла с 15% до 26%.

Однако, на значительный рост российского производства надеяться не приходится. Начавшийся кризис в российской экономике ставит под удар как производителей угля, делая невозможным модернизацию оборудования, так и основных его потребителей.

Динамика производства активированного угля в России